Ляйля Исмагилова
Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Сатышевский детский сад “Кояшкай” Сабинского муниципального района
Республики Татарстан”
Моя педагогическая
находка.
«Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель 1 кв. категории
Исмагилова Л. Р.
.
Публикация «Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Моя педагогическая находка - «Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», то есть использование этой техники на занятиях, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми разновозрастной группы. (с детьми 4-7 лет).
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера и телефона. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Наша задача - научить детей правильно произносить звуки, связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В решении этих задач помогают современные образовательные технологии, которые предусматривают новые методы, приемы по развитию речи детей.
Понимая важность этой проблемы, я выбрала тему опыта работы - «Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность использования мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста заключается в том, что приемы символизации облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения нового материала, повышая интерес к познавательной деятельности.
Цель использования мнемотехники : научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, правильно построить предложения, развивать память, мышление, воображение, внимание.
Я поставила перед собой следующие задачи:
- Обучать анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказа текста;
- Учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания, правильно составить предложения;
- Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь : учить последовательности, логичности.
- Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и составлять связный рассказ;
- Обучать детей правильному звукопроизношению, быстрому разучиванию стихотворений, развитию памяти, мышления.
- Мнемотехника (с греч. - искусство запоминания) - это (технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание). На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Надо начинать с мнемоквадратов, далее мнемодорожки и мнемотаблицы.
Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Его применяют в младшем возрасте. И изображение обязательно должно быть цветным. В этом возрасте даются готовые мнемоквадраты и обсуждаются с детьми, что на них изображено.
Мнемодорожка – ряд картинок (3 – 5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 – 4 предложения. Ею овладевают в среднем возрасте. К концу среднего возраста изображения предлагаются однотонные.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.). Весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы доступны для старшего дошкольного возраста. Мнемотаблицы используются с целью:
- Заучивания стихов, потешек;
- При отгадывании загадок;
- При пересказе текстов;
- При составлении описательных рассказов.
Этапы использования мнемотаблиц :
1 этап. Рассматривание таблиц, схем и разбор изображенного.
2 этап. Перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.
3 этап. Пересказ или рассказывание с опорой на символы (образы, то есть происходит отработка метода запоминания.
4 этап. Пересказ или рассказывание без опоры на символы (образы).
В качестве условных заместителей (элементов таблицы) могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них.
Разучивание стихотворений. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств - зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.
Разучивание чистоговорок, скороговорок, загадывание загадок с помощью мнемотаблиц или мнемодорожек помогает правильному звукопроизношению, обогащению словарного запаса детей.
Пересказ сказки с помощью этой техники.
Для начала я читаю детям сказку или мы вместе вспоминаем ее. Далее мы рассматриваем таблицу с изображенными на ней символами и расшифровываем их.
Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, то есть мнемотаблицы создаем сами с детьми, придумываем вместе, сообща.
Таким образом, использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.
Я считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная, правильная, грамматически построенная речь, хорошая память является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами для всех возрастных групп.