Наталья Гришина
Эссе «Моя педагогическая концепция»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему мир устроен так, что в нем страдают самые беззащитные? Почему не всем выпадает счастье родиться в любящей, заботливой семье? Куда исчезает материнский инстинкт у женщин, отказывающихся воспитывать своих собственных детей, и как не допустить, чтобы эти дети выросли озлобленными и несчастными? Что лично я могу сделать, чтобы в мире было больше радостных детских улыбок и сияющих счастьем глаз?
Уже более 23- х лет, я работаю в социальном приюте для детей. Когда-то, в самом начале своей работы с детьми, я задумывалась над вопросом, возможно, уйти туда, где легче работать, где меньше слез и страданий, это значит - в очередной раз предать тех, кого однажды уже предали.
Публикация «Эссе „Моя педагогическая концепция“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Конечно, было трудно. Часто в приют попадали дети, у которых не было представления не только о манерах, но и об элементарных правилах поведения и самообслуживания. Случалось, воровали, дрались, сбегали с уроков. Как из таких несмышленышей, вырастить настоящих людей!
Дети очень любят, когда мы вместе трудимся, отдыхаем, читаем книжки, обсуждаем происшествия, наводим порядок в комнате и выполняем миллион других дел, и тогда я поняла главное: детей надо не воспитывать, и уж тем более не перевоспитывать - с ними нужно сотрудничать. И сейчас свою педагогическую философию я могу выразить одним словом – сотрудничество. Только так можно воспитать не послушного исполнителя или приспособленца, а самостоятельно мыслящего, инициативного человека.
Кто-то из великих сказал, что праздность – это мать всех пороков. И в этом есть великая правда! Всю свою сознательную жизнь я неутомимо трудилась. Приучаю к труду и своих воспитанников. Причем я имею в виду не только физический труд, но и учебный (не менее тяжелый, и творческий – наши дети делают различные поделки в разных техниках на кружке и в свободное время.
А еще мне очень важно научить моих воспитанников верить в себя. Тогда вопрос, зачем он пришел на эту землю, маленький человек задаст себе без страха и правильно на него ответит. А для того, чтобы ребенок поверил в свои силы, педагог должен сам верить в своего подопечного, отдавать ему теплоту своего сердца и свет своей души.
Конечно, живя в сельской местности, мы ограничены в возможности посещения театров, выставок, музеев. И в этом мы проигрываем горожанам. Но зато у нас есть и неоспоримое преимущество: наш приют располагается в живописной местности нашей области. Походы, экскурсии, прогулки и здоровье укрепляют, и наблюдательность развивают, и душу лечат, и внутреннюю гармонию восстанавливают, и доброту воспитывают. Наверное, поэтому наши дети добрее, спокойнее, чем городские. И вообще, они самые лучшие.
Судьба…. Скажу ли я ей «спасибо»? Наверное, да. Спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить лучшие чувства в детях, спасибо за те мгновения, когда после долгих неудач ребенок вдруг понимал, что не все потеряно, что жизнь прекрасна и что вся она еще впереди. Вырастет ли ребенок настоящим человеком? Это во многом зависит от меня, от каждодневного труда, такта, душевной щедрости и умения «проживать» с детьми все их успехи и неудачи, их победы и поражения.
Контингент воспитанников моей группы – девочки от 7 лет и до момента поступления в учебное заведение. Это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, у которых есть родители, но они не уделяют должного внимания их воспитанию, дети с искалеченными судьбами и душами по вине бросивших их родителей и родственников, равнодушного общества.
Моя воспитательная работа базируется на следующих педагогических принципах :
-принцип возрастных, индивидуально-психологических особенностях детей (вовлекать воспитанников в те виды деятельности, которые соответствуют их возрастным и индивидуальным способностям);
-ориентация в выборе содержания, форм и методов воспитания на традициях приюта;
-принцип добровольности и свободы выбора занятий во внеурочное время (каждый воспитанник выбирает для себя вид деятельности, отвечающий его интересам и склонностям);
-уважительное отношение между взрослыми и детьми.
Я бесконечно привязана к моим воспитанникам, отношусь к ним с большим доверием и точно знаю, что педагог – это самый нужный на Земле человек. А своим коллегам, особенно молодым, неопытным, иногда сомневающимся в правильности выбора своего пути, часто напоминаю слова Я. А. Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем»