Елена Гончарова
Эссе «Моя педагогическая философия»
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Капли росы
реально-фантастическая зарисовка
Лето 20… года. Солнечное утро … после дождя. Лужи на асфальте отражают движение жизни: спешащие люди, несущееся авто по городскому проспекту, сытая дворняга греет правый бок… Короче говоря, в едином потоке смешалось всё : пешеходы, водители, пассажиры … и даже собаки.
В черте моего родного города каждые выходные по-особенному живет железнодорожный вокзал – шумит, ворчит, рычит, пыхтит, шуршит. Это неутомимые дачники отправляются в свои владения – царства огурцов, помидоров, перцев и прочей зеленой прелести. А электричка, как кузнечик, радостно стрекочет, встречая их. Через пять минут она отправится в путь… «
Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
… Я забегаю в последний вагон – толпа опоздавших смотрит на меня сочувствующим и понимающим взглядом. Наконец-то я дошла, добежала, долетела! Отдышалась и достала зеркальце: «Да… Мм… Ну… Ээ… Мила, красива, умна, образованна, любима и … кстати скромна»…
… Добралась до дачи (кусочек счастья – так я её называю) без приключений. Зашла в дом, оставила вещи, вышла, отпустила собаку погулять и села на деревянную скамейку, вытянув от удовольствия ноги. Я здесь всегда сижу отдыхаю, потому что напротив посажена чудесная клумба цветов: нежные петунии, пушистые бархатцы и астры, милые васильки и анютины глазки. Их лепестки, мягкие, душистые, приютили капельки росы, которые от солнечных лучей блестят перламутром. Сколько же их тут! И не сосчитать! Кажется, что вот-вот маленькие круглые капли оживут и спрыгнут с лепестков, как озорные дети из детского сада.
Я работаю в детском саду, там, где малыши учатся хорошо говорить, рисовать большой дом, лепить из пластилина слона и жирафа, вырезать из цветной бумаги ромашки, собирать пазлы, слушать пение птиц, одним словом, учатся познавать и узнавать мир. Ещё они учатся быть отзывчивыми, преданными друзьями… теми, которые будут слышать и слушать других…теми, которые смогут творить добро … теми, которые будут помогать слабым и …искренне любить животных … они учатся быть людьми. Я радуюсь тому, что в этом удивительном процессе познания действительности тоже принимаю участие. Потому что я по профессии воспитатель, у меня в группе много капелек росы, и все они разные: Алина любит песни петь, Стёпа - чинить железную дорогу, Паша – рассказывать про динозавров, Настя – играть в куклы, а друзья Никита и Дима – быть ведущими научно-популярной передачи «Все обо всем» (Диме нравится буква «Р», и поэтому она всегда её выделяет в словах «пеРРРедача, РРРадуга, РРРодина, пРРРиРРРода»). На этот раз они приготовили ребятам удивительные истории про самолеты, автомобили, поезда… Малыши, раскрыв рот, слушали Никиту и Диму, а я… тоже с огромным удовольствием покорилась юным ученым. Может быть, мои Никита и Дима станут великими конструкторами и изобретут самолетомобиль, который будет доставлять туристов в любую точку земного шара за каких-то 32 минуты, а Алина - настоящей певицей, исполняющей хиты перед публикой вживую. Как же мне хочется в такие трогательные минуты обнять моих капелек, поднять на ладонях любви к солнцу и сказать: «Посмотри, солнце красное, это то, ради чего я живу!».
Мои росинки долго не сидят на одном месте: то с утра делают зарядку, то ближе к обеду занимаются танцами, то днем поют песни из любимых мультиков, а после двух часов сна резвятся на площадке. В этот момент кажется, что добрый и озорной волшебник Игривус превратил их в семена одуванчика, которые летят, порхают в воздухе. И я – легкий ветерок - теплой струей отправляю их в увлекательное путешествие в страну Сказки, Фантазии и Творчества. Как прав великий педагог В. А. Сухомлинский, что «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Это действительно так. Маленький человечек только тогда станет Человеком, когда он окружен истинными вечными ценностями – Искусством, Творчеством, Игрой. Дома их носителями являются родители, а в саду – Воспитатель. Воспитывая, в каждого ребёнка я стараюсь вложить частицу себя, частицу своего сердца и тепло души. Пытаюсь быть для каждого из своих воспитанников не просто воспитателем, а другом, который не просто расскажет маленькому человечку, что и как нужно сделать, а станет сопровождать каждый шаг, каждое деяние ребёнка, чтобы малыш почувствовал себя нужным и успешным. Тогда моя работа сквозь калейдоскоп истин подобна профессии скульптора, высекающего из гранита изящную вазу, поражающую зрителей тонкостью и изяществом линий, витиеватостью узоров. Как важно в определенный момент не переступить ту грань, когда хрупкая ваза может погибнуть от грубых и резких движений художника. Нужно быть мудрым и, наверное, осторожным в выборе тех инструментов, которые из каменной глыбы помогут сотворить произведение искусства.
… Мои капельки росы с каждым днем становятся взрослее, и настает время, когда приходится сказать: «В добрый путь, мои дорогие! Летите, как утренние бусинки, дальше! Будьте счастливы!». Мне грустно и радостно одновременно, но слезы счастья невольно текут по щеке, потому что мои капельки росы не растают, они будут расти и расти. Я не стыжусь своих слез, когда тихая грусть на мгновение затуманит сознание, сдавит сердце, и ничто уже, кажется, не сможет осветлить печальные мысли. Но… Я верю, что частицу моей души они будут хранить в своем сердце всегда, потому, что нас объединяет одна тайна, – мы все дети росы…
Я открыла глаза, подмигнула сверкающим горошинам на лепестках цветов. Мне вспомнилось замечательное стихотворение С. Школьниковой:
На траву роса упала,
Опустилась, словно дым,
Расстелилась покрывалом
Серебристо-голубым.
Не сойдешь в траву с тропинки –
Обжигает, как огнём,
И тяжелые росинки
Так и сыплются дождем.