сарана любовь
Краткосрочный проект «Мой веселый звонкий мяч»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мой веселый звонкий мяч»
(краткосрочный проект)
Выполнила: Сарана Л. Н.
Воспитатель средней группы
2019г.
Вид: краткосрочный проект.
Проблема: Поверхностный интерес родителей и детей к мячу, играм с ним.
Обоснование проблемы:
1.
Неиспользование родителями мяча в играх с детьми.
2.
Редкое применение мяча в самостоятельной деятельности.
3.
Публикация «Краткосрочный проект „Мой веселый звонкий мяч“» размещена в разделах
- Мяч, мячик
- Мяч. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Незнание детей и родителей истории мяча, его видов.
Цель: Информировать детей и родителей об истории мяча, помочь раскрыть мир мячей, его разновидностях, многообразии игр с ним.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- обобщить представление детей в разнообразии мячей и их назначении;
- учить детей выделять характерные признаки: форму, цвет, величину, назначение;
- развивать выносливость, ловкость, выдержку, моторику пальцев рук, укреплять мышцы ног, рук, живота;
- закрепить образование относительных прилагательных, сложных слов.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- вызывать интерес к многообразию мячей, познакомить с подвижными играми с мячом, употреблять в самостоятельной деятельности;
- формировать чувство удовлетворения от умения выполнять задания;
- заинтересовать родителей в использовании мяча в дидактических играх.
^ Предполагаемые итоги реализации проекта :
1.
Знание детей о мячах.
2.
Открытие мини – музея в группе.
Первый этап. Целеполагание.
Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идёт в контакте с практической и игровой деятельностью, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, помогают решать практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
Второй этап. Разработка проекта.
1.
Подбор методической и художественной литературы по данной теме.
2.
Подбор различных видов мячей.
3.
Довести до родителей важность проблемы.
4.
Разработать перспективный план мероприятий.
Третий этап. Выполнение проекта.
1.
Рассматривание различных видов мячей.
2.
Чтение С. Я. Маршака «Мой веселый звонкий мяч».
3.
Подбор стихов, загадок, игр о мячах.
4.
Изготовление мячей и обыгрывание их в игровой среде группы.
5.
Аппликация «Мой веселый звонкий мяч»
6.
Лепка «Разноцветные мячи»
7.
Конкурс рисунка «Мячи разных видов спорта».
8.
Открытый показ игры-занятия «Музей мячей».
Работа с родителями:
Изготовление для реализации проекта и пополнения спортивного центра новыми нетрадиционными, историческими мячами: старорусский мяч – попинушка, древнерусский мяч, мячи-мякиши и т. д.
^ Перспективный план на неделю
Понедельник:
1.
Рассказ воспитателя о мячах.
Цель: Познакомить детей с разнообразием мячей и их назначением.
2.
Правила игры: «Мой веселый звонкий мяч».
Цель: Развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве.
Вторник:
1.
Рассматривание альбомов о спортивных играх.
Цель: Познакомить детей с многообразием игр с мячом (волейбол, футбол, баскетбол и т. д.)
2. Детская игра «Добавь слово» (с мячом).
Цель: Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать ориентир в пространстве, отвечать только тому, кому бросят мяч.
3. Аппликация «Мой веселый звонкий мяч»
Цель: Учит детей вырезать мячи круглой формы, наклеивать на лист бумаги, украшать.
Среда:
1. Правила игры «Подкиды»
Цель: Упражнять детей в ловле мяча, развивать внимание, быстроту реакции.
2. Загадывание загадок в играх с мячом.
Цель: Пополнять и активизировать представление об окружающем мире, развивать речь.
3. Лепка «Разноцветные мячи»
Цель: Учит детей разминать пластилин, придавать ему округлую форму раскатывая его между ладошками круговыми движениями.
Четверг:
1. Чтение стихов о мячах.
Цель: Развивать интерес детей к художественной литературе, развивать связную речь детей.
2. Правила игры: «Мяч в ворота»
Цель: Укреплять мышцы рук, ног, спины, живота.
3. Конкурс рисунка «Мячи разных видов спорта»
Цель: закреплять знания детей о различных видах спорта.
Пятница:
1. Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Мой веселый звонкий мяч»
Цель: Помочь детям запомнить стихотворение, учить выразительно его читать.
2. Изготовление бумажных мячей.
Цель: Помочь детям, путем скомкивания,сделать из бумаги мячики, вызывать интерес, поднимать настроение.
3. Развлечение «Веселый мяч»
Цель: Познакомить родителей с умениями детей в играх с мячом. Развивать у детей и родителей положительные эмоции от игр с мячом, совместной деятельности. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни, укреплению своего здоровья, активным играм с мячом.
Приложения
История мяча
Упражнения с мячом являются одними из наиболее древних видов физических упражнений. История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений.
Сначала его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из шкур животных, плели из тростника, скручивали из тряпок, вырезали из дерева, шили из кожи, набивая травой, опилками и другим подобным материалом. Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру.
Поражает разнообразие игр и упражнений с мячом у разных народов.
В Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и уважали. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, а значит (по мнению греков) обладал его волшебной силой. Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. А позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Такой мяч назывался «фоллис». Небольшие фоллисы использовали для ручных игр, а мячами больших размеров играли в игры, типа футбола. Древние греки придумали несколько игр с мячом. Так, спартанские воины увлекались «эпискиросом» - соревнованием по перебрасыванию ногами и руками кожаного мяча, набитого лоскутами, конским волосом, перьями, песком, а потом - надутого воздухом.
Любознательные римляне не преминули в числе прочего и это позаимствовать у соседей. Например, завели у себя игру «гарпастум». Вот как ее описывает Поллукс: «Игроки разделяются на две команды. Мяч помещают на линию в центре площадки. На обоих краях площадки за спиной у игроков, каждый из которых стоит на отведенном ему месте, проводят еще по линии. За эти линии полагается занести мяч, причем совершить оный подвиг сподручно, лишь распихивая игроков соперничающей команды».
Эта игра была важной частью программы военных занятий, наполнителями для мяча первоначально служили сено, солома и даже зерна инжира, а затем - воздух.
Распространены упражнения, и игры с мячом были и Древнем Риме (III-II тыс. до н. э.). Мячи шили из кожи, которые наполняли перьями, шерстью, зернами плодов инжира или фиговыми зернышками. Были у них и стеклянные мячи для одиночных игр. А упражнения с мячом назначались врачами, и выполнять их нужно было в известной последовательности, придерживаясь определенных правил.
Воинственные легионеры вместе с «огнем и мечом» принесли другим народам и распространили среди них свои спортивные занятия с мячом. Британцы, например, соблазнившись ими, не только позаимствовали «гарпастум», но и освоили так, что в 217 г. н. э. выиграли матч у римлян!
Они придумали и собственный способ изготовления мячей: обвязывали конским (девичьим) волосом круглые овощи, затем приспособились делать их из мочевых пузырей животных. Если бы этим и ограничились! А то ведь пускали в ход отрубленные головы врага или слуги (поговаривают, правда, что не они первыми додумались до такого, а древние китайцы).
И в Древнем Китае играли в мяч, например, пиная его ногой. Игра со временем стала любимым народным развлечением, а во II веке до н. э. вошла в обязательную программу торжественного празднования дней рождения императора. Тогда же кожаные мячи вместо набивания перьями птиц и волосом животных научились наполнять воздухом, разработали правила и на игровом поле стали устанавливать ворота. Победителей чествовали цветами, награждали ценными подарками, а проигравших били бамбуковыми палками.
В древней Японии тоже не обходились без мяча. При императорском дворе проводились командные игры по забиванию мяча в ворота за определенное время (отмеряемое по песочным часам, во время перебрасывания он не должен был касаться земли.
В Древней Индии (III-II тыс. до н. э.) важную роль в деле объединения всей общины играла игра «катхи-ценду» (с мячом и битой, которая стала прародительницей хоккея на траве.
У североамериканских индейцев мяч был не игрушкой, а священным предметом, олицетворяющим Солнце, Луну и Землю.
У эскимосов игра в мяч тоже была обрядовым действом, которое совершалось во время празднества, знаменующего победу над зловредным мифическим существом по имени Седна.
Мяч найденный в древних египетских гробницах (3500 г. до н. э., сшитый из кожи и набитый сухой соломой, а также изображенные на нем рельефы говорят о том, что мяч и игры с мячом использовались для веселого времяпровождения. Такими мячами играли дети фараонов и их подданных. А в египетском «футболе» каждая из двух команд играла на стороне своих богов. И победы одерживали не ради собственной славы, а во имя богов. Мяч у них был из дерева, а загоняли его в ворота изогнутыми палками. Были в Египте также мячи из кожи и коры деревьев. А мяч из хрупкого песчаника можно было только осторожно перебрасывать друг другу - от удара о землю он мог разбиться.
Мяч из резины «прискакал» в Европу из Центральной Америки. Местные индейцы делали его из смолы, которую добывали из разрезов коры деревьев и называли «каучу» (от слов «каа» - дерево и «о-чу» - «плакать»). Нам эта смола известна под названием «каучук». Каучуковый мяч попался на глаза путешественнику Христофору Колумбу. Знаменитый мореплаватель удивился, увидев, что большой и тяжелый мяч так высоко подскакивает при ударе о землю. Матросы Колумба привезли мяч в Испанию, и упругий колобок быстро раскатился по всему цивилизованному миру. Между прочим, игра американских индейцев с каучуковым мячом была на самом деле ритуальным действом. Причем далеко не безобидным. Игра заканчивалась жертвоприношением, а в жертву приносили капитана проигравшей команды.
До сегодняшнего дня в некоторых странах, наряду с современными резиновыми, кожаными, надувными мячами, сохранились мячи, изготовленные «по старинному рецепту». В Японии, например, есть любимая игрушка - маленький пестрый мячик «тэмари». Дети играют ими с наступлением весны, приветствуя первые солнечные деньки - память о том, что когда-то мяч был символом солнца. Мячик «тэмари» выточен из дерева и оплетен разноцветными шелковыми нитями, образующими красивые узоры.
В России мячи были разные. В раскопках под Новгородом нашли мячи разных размеров, сшитые из кожи. Ими играли дети в XIII веке. Крестьянские дети прошлого века играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок.
Среди популярных в народе игр была, например, шалыга. В ней игроки ногами стремились загнать кожаный мяч, набитый перьями, в «город» противника. Н. Г. Помяловский в «Очерках бурсы» описывает похожую забаву – килу: «На левой стороне двора около осьмидесяти человек играют в килу - кожаный, набитый волосом мяч величиной с человеческую голову. Две партии сходились стена на стену: один из участников вел килу, медленно продвигая ее ногами, в чем состоял верх искусства в игре, потому что от сильного удара мяч мог перейти в противоположную сторону, в лагерь неприятеля, где и завладели бы им. Запрещалось бить с носка - при этом можно было нанести удар в ногу противника. Запрещалось бить с закилька, то есть, забежав в лагерь неприятеля и, выждав, когда перейдет на его сторону мяч, прогонять его до города - назначенной черты.
Любителям игры с мячом доставалось от властей. Епитимья за нее была предусмотрена церковными постановлениями. Протопоп Аввакум призывал сжигать игроков на костре, в указе царя Алексея Михайловича (1648) о них говорилось: «. и по нашему указу тем людям велено делати наказание: и вы б тех велели бить батогами, а которые люди от такова бесчиния не отстанут, а вымут такие богомерзкие игры и вдругорядь, и вы б тех ослушников велели бить батогами; а которые люди от того не отстанут, а объявятся в такой вине и в третие и четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в украйные города».
Современные мячи различаются по размерам и назначению. Разные мячи применяются для игры в волейбол, баскетбол, футбол, теннис, водное поло, регби и другие игры.
У каждой из них - своя история.
- Название игры в баскетбол получилось из английских слов «баскет» - «корзина» и «ball» - «мяч». Эту игру придумал спортивный инструктор одного из американских университетов Д. Нейсмит в 1891 году. По его указанию под потолком спортивного зала прибили большую корзину для фруктов и в нее забрасывали мяч. Когда игрокам надоело каждый раз лазить за мячом, кому-то пришло в голову просто выбить у корзины дно. Сначала баскетболисты пользовались кожаными мячами, а потом перешли на резиновые.
- А вот футболисты от резиновых мячей отказались, так как они скользкие, и водить такой мяч ногами тяжело. Он должен быть не тяжелее 543 и не легче 396 граммов, а окружность иметь не больше 71 и не меньше 68 сантиметров.
- Материалы для мячей использовались разные. Зато форма всегда была одинаковая - круглая. С одним только исключением. Мяч для регби - овальной формы (как дыня). Но не потому, что этого требует игра. Просто так получилось. В английском городке Регби любили играть в мяч. Но тряпичный мяч был весьма непрочным. Тогда торговец требухой домашнего скота Уильям Гилберт взял и обшил кожей. мочевой пузырь свиньи. Мяч получился легким и прочным.
Используемая литература:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;
Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду (под редакцией В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;
Методические пособия:
Система физического воспитания в ДОУ (М. Д. Маханева) автор-составитель, О. М. Литвинова-Волгоград: Учитель 2009:
Пензулаева Л. И. «Оздоровительная гимнастика 3-7 лет.
Никишина И. В. - М. Планета, 2011 (Дошкольное образование).