Лариса галимшина
Проект «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : игровой
Автор проекта : Л. П. Галимшина - воспитатель I-ой категории
Масштаб: долгосрочный (2 года)
Участники проекта :
- Л. П. Галимшина - воспитатель младшей группы
- Т. Н. Пеганова - медицинская сестра
- Т. А. Зверева – инструктор по физическому воспитанию
- Родители младшей группы
Целевая группа: Дети младшей группы – 24 ребёнка (15 мальчиков и 9 девочек)
Особенности здоровья детей:
Группа здоровья
1гр-2 ребёнка
2гр- 22 ребёнка
Обоснование.
Публикация «Проект „Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь“» размещена в разделах
- Мяч, мячик
- Мяч. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений.
Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребёнка.
В России игры с мячом также были известны издавна. Для ребёнка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребёнок не просто играет в мяч, а варьирует им: берёт, переносит, кладёт, бросает, катает и т. п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функции мозга ребёнка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребёнка. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др., получают нагрузку на все группы мыщц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей, У них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребёнка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать, мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.
Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально- волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – лёгких, сердца, улучшает обмен веществ.
Таким образом, мяч оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие малыша – игры с мячом приносят огромное удовольствие.
Актуальность:
Из наблюдений за детьми в процессе самостоятельной игровой деятельности и результатами диагностики в начале учебного года выявлено, что дети мало времени уделяют играм со спортивным оборудованием, конкретно с мячом. Играют в машинки, куклы, настольные игры, а если и берут мяч, то плохо им владеют.
После проведённого анкетирования родителей результаты показали, что у многих детей дома нет мячей, а если в семье имеется мяч, то он чаще остаётся незаслуженно забытым. Родители мало знают разнообразных игр с мячом, соответственно не могут научить играть и своих детей. Дома дети предпочитают играть в малоподвижные, компьютерные игры, смотреть мультфильмы (анкеты родителей прилагаются).
Цель проекта : Развитие навыков владения мячом соответственно данному возрасту, и использование их в самостоятельной игровой деятельности.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с мячами и их свойствами (форма, качество, размер)
2. Познакомить детей с подвижными играми и игровыми упражнениями с мячом; повысить интерес к играм с мячом в самостоятельной деятельности.
4. Обогащать детский двигательный опыт, развивать ручную ловкость, овладеть необходимыми навыками и умениями при игре с мячом.
5. Развивать детское творчество, фантазию, воображение.
6. Привлечь родителей к реализации проекта.
Стратегия реализации проекта :
Первый этап:
1. Изучение методической литературы по физическому воспитанию.
2. Разработка перспективного плана по работе с детьми.
3. Создание картотек: подвижных игр и упражнений с мячом в групповой комнате и на улице (игры на катание, бросание, ловли мяча, на удерживание и передачи мяча в руки и т. д.); игры с массажным мячиком; пальчиковые игры с массажным шариком.
4. Оформление папок – передвижек в родительском уголке на темы:
• «Какой бывает мяч…» (содержит историю мяча, данные о современных мячах, рекомендации родителям по выбору мячей для детей, значение мяча для ребёнка)
• «Игры с мячом для развития речи детей»;
• «Мяч в семье» Цель: Донести до родителей важность игр детей с мячом;
• «Если хочешь быть здоров, то с мячом «волшебным» занимайся».
• «Мяч в игре» (содержит творческие подвижные игры для дома, улицы, с мячом и т. д.
5. Проведение родительских собраний, консультаций, индивидуальных бесед.
• Родительское собрание «Раз, два, три, четыре, пять – будем мячиком играть»
• Советы инструктора по физическому воспитанию детей. «Игры с мячом для родителей и детей»
• Семинар – практикум для родителей на тему «Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики»
• Презентация для родителей «Развивающие игры с мячом»
• Создание родителями коллажа из фотографий «Как я играю с мячом дома!».
Второй этап:
1. Беседы с детьми: «Какие бывают мячи», «Рассказы о мячах»
2. Выставка «Мой весёлый, звонкий мяч» (дети приносят из дома мячи, вместе с воспитателем устраивают выставку и приглашают на неё детей из других групп).
3. Чтение авторских сказок: «Сказки про мяч», «Приключения резинового мячика». Стихи С. Маршак, А. Барто «Мяч». Загадывание загадок.
4. Слушание песни «Мяч» муз. И. Кропачева, стих. Ю. Богачева.
5. Творческая мастерская:
• рисование мелками и гуашью «Мой мяч»;
• лепка «Разные мячики»;
• аппликация из манной крупы «Мячик»;
• аппликация из салфеток «Мячики»;
• рисование пальчиком;
• коллективная работа «Наши мячики» (учить подбирать мячики по размеру и цвету);
• лепим мячики из снега (учить скатывать снежные комья);
• рисуем мячики на снегу (учить рисовать палочкой на снегу ; развивать зрительное восприятие, воображение, интерес к творчеству)
• конструированиеиз бумаги «Мячики»
6. Физическая культура подвижные игры, игровые упражнения, игры- забавы с мячами (в спортзале, групповой комнате и на улице); спортивные досуги и развлечения (по плану инструктора физического воспитания)
7. Паличиковые игры с нетрадиционным оборудованием (массажные шарики)
Третий этап:
1. Дети знают подвижные игры и упражнения с мячом.
2. Используют различные мячи в самостоятельной игровой деятельности.
3. Владеют первоначальными умениями и навыками (катают друг другу, прокатывают в воротики, подбрасывают вверх, стараясь поймать мяч, играют с мячом в паре и т. д.);)
4. В спортивном уголке группы появились разные мячи.
5. Итоговое спортивное мероприятие совместно с родителями (1-2 раза в год)
• «Праздник мяча» (Май – на улице)
• «Мой весёлый, звонкий мяч» (7 апреля «День здоровья»)
Необходимые условия для реализации проекта :
Материально-технические:
• Различные мячи для каждого ребёнка (резиновые маленькие 5-6см; мячи средних размеров диаметром 8 - 12 см. ; большие мячи диаметром 18 – 20см; пластмассовые и массажные мячики; набивные 150г.)
Оборудование для подвижных игр:
• корзина или ящик для метания в горизонтальную цель (высота 50см., диаметр 70 – 100см.)
• длинная верёвка;
• стойка с обручами для метания в цель (высота 120-130см., диаметр обруча 50и40см);
• воротики деревянные или металлические (высота 50 -60 см)
Для творчества: карандаши, фломастеры, штапмы, пластилин, бумага, салфетки цветные на каждого ребенка
Методические:
• Абдуллаева Е. Мой веселый, звонкий мяч! // Мама и Малыш. - №5. - 2006.
• Велитченко В. К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. - М. : Терра-Спорт, 2000.
• Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики. – СПб. : КАРО, 2003.
• Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. – М. : ВАКО, 2005. -176с.
• Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. - М. : Айри-Дидактика, 2003.
• Макарова Т. Лови, бросай, кати! Развивающие игры с мячом // Мама и Малыш. - №5. - 2007.
• Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: Детство- Пресс, 2000.
• Осокина Т. И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. - М. : Просвещение, 1983. - 224 с.
• Осокина Т. И., Вавилова Е. И. Физическая культура в детском саду. - М. : Просвещение, 1986.- 394 с.
• Потопчук А. А., Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. - С. -Пб. : Речь, 2002.
• Степаненкова Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995, № 12, с. 23-25.
• Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М. : Новая школа, 1994. - 288 с.
• Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми. - М. : Просвещение, 1986. - 200с.
Психологические:
Позитивный настрой
Ожидаемый результат:
Умение детей в соответствии с данным возрастом, владеть мячом, активно использовать в самостоятельной игровой деятельности.
Улучшился мониторинг детей в конце года по физическому развитию.
Повысились знания родителей о значении мяча в развитии ребёнка, повысился интерес к развивающим играм с мячом.
В спортивном уголке группы появились различные мячи.
Трансляция проекта :
на родительских собраниях, консультациях;
на педагогическом совете по физическому воспитанию;
рекомендовать коллегам, заинтересованных этой проблемой.