МААМ-картинки

Педагогический проект «Речиушки» по развитию фонематического слуха у дошкольников

Екатерина Сидоренкова
Педагогический проект «Речиушки» по развитию фонематического слуха у дошкольников
▼ Скачать +Заказ

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Мой успешный педагогический проект "РЕЧиУШКИ"

Педагогический проект по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста в рамках кружковой работы «РЕЧиУШКИ»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой успешный педагогический проект «РЕЧиУШКИ». За время работы в детском саду учителем-логопедом сделала вывод, что работа с детьми по коррекции звукопроизношения идет продуктивнее, если у ребенка хорошо развит фонематический слух. Это наблюдение стояло у истоков кружковой работы с детьми 4-5 лет.

Публикация «Педагогический проект „Речиушки“ по развитию фонематического слуха у дошкольников» размещена в разделах

Развивать фонематический слух детей целесообразнее перед началом коррекционно-развивающих занятий. Тем самым создавая благоприятную почву для успешной коррекции имеющихся нарушений звукопроизношения и развития речи в целом. Поэтому я решила комплексно подойти к этому вопросу.

Работа по развитию фонематического восприятия в подгрупповой форме позволяет расширить возможности педагога в выборе форм, и методов работы с детьми. Разделение детей на подгруппы производилось по результатам диагностики. Специально подобранные методики позволили выявить степень сформированности фонематического слуха и начать работу с того уровня, на котором сейчас находятся дети.

Нормативные основания реализации проекта

- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. 4

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 22 января 2013 г. № 23;

- Стратегия развития воспитания в РФ до 2025г.

- Государственная культурная политика 2030г.

- Конституция Российской Федерации

Цель проекта

Повышение эффективности работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Задачи проекта

1. Развитие у детей способности к различению неречевых звуков, развитие чувства ритма.

2. Формирование умения слышать отдельные звуки в словах, определять позицию звука в слове, твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных.

3. Формирование умения интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.

4. Овладение детьми навыком звукобуквенного анализа и синтеза.

5. Повышение результативности занятий путем введения в практику фонематических игр и упражнений.

6. Создание необходимых условий для развития личностных качеств дошкольников

Объект и предмет педагогической деятельности

Объект – педагогический процесс, направленный на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Предмет – методы и формы взаимодействия педагога с учащимися, способствующие развитию фонематического слуха

Срок реализации проекта -1 год

Участники проекта: Учитель-логопед, воспитанники средней группы, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта

Сформированность представлений о речевых и неречевых формах общения, умение ориентироваться в содержании общения.

Знакомство с артикуляционной гимнастикой и правилами её выполнения.

Овладение навыками правильной артикуляции звуков.

Наличие представления о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении; о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, о выразительных средствах речи

Источники финансирования (если необходимо):

Приобретение родителями рабочих тетрадей.

Материально-техническое оснащение ДОУ

Актуальность проекта

В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух.

Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла.

Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведёт к недостаточному овладению звуковым составом слова, что в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом в школе.

В 60-х годах ХХ века использовали термин «звуковой анализ» и выделяли следующие его виды: естественный звуковой анализ и искусственный звуковой анализ.

Естественный звуковой анализ обслуживает устную речь, с его помощью осуществляется смыслоразличительная функция.

Искусственный звуковой анализ спонтанно не формируется, им дети овладевают в ходе целенаправленного обучения. Этот вид звукового анализа обслуживает письменную речь.

Д. Б. Эльконин предложил ввести для обозначения этих двух видов звукового анализа новые различные термины - «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Естественный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематический слух». Искусственный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематическое восприятие» [Эльконин, 2006].

Фонема - это эталон звука, являющийся минимальной единицей языка и выступающий в смыслоразличительной функции. Всего в русском языке 42 фонемы, мы их храним в своей памяти в упорядоченном виде. Они находятся в соотношении друг с другом, каждая фонема со своими оттенками противопоставлена другим на основе присущих ей акустических отличий, на слух улавливаемых говорящими.

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.

Фонематический слух - это врождённая способность, позволяющая узнавать наличие данного звука в слове.

В книге «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичёва подчёркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка - это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию - подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука [Фомичёва, 1989].

Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи – предпосылка успешного обучения грамоте.

Важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте является достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, умение анализировать звуковой состав слова. Оттого, насколько дети готовы к звуковому анализу, зависит успешность обучения чтению и письму, а в дальнейшем орфографии, ибо первая ступень безграмотного письма - пропуски, перестановки, искажения. В дальнейшем появятся ошибки на безударные гласные, т. к. для выработки орфографического навыка учащиеся должны «узнавать» фонемы, как в сильной, так и в слабой позициях, различать варианты звучания фонем, соотносить букву с фонемой в разных позициях.

Готовность ребёнка к звуковому анализу и синтезу речи приобретается в процессе формирования устной речи на протяжении всего дошкольного возраста. Осознанное же овладение этой деятельностью происходит в школе, когда звуковой состав слова становится для ученика предметом специального усвоения под руководством учителя. Особую значимость в развитии звукового анализа имеет сформированность звукопроизношения.

В дошкольном возрасте ребёнок должен приобрести не только способность воспринимать на слух звуки речи, но различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы, т. е. иметь развитый фонематический слух. Фонематический слух (фонематическое восприятие) формируется не сразу, а в процессе развития речи (восприятия и воспроизведения). Вначале дети различают гласные, затем согласные. Это объясняется тем, что гласные «сонорнее» согласных и поэтому воспринимаются лучше. Кроме того гласные встречаются чаще, чем согласные.

Теория и практика работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов именно в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуковой наполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

Организационное родительское собрание, общие вопросы. Цели и задачи на период обучения. Комплектация групп. Правила поведения на занятиях, в учреждении; основы безопасности.

2 этап – основной

Изучение звуков и букв русского алфавита по общепринятым группам. Дифференциация звуков по твёрдости и мягкости. Проведение открытых занятий. Проведение консультации для родителей.

3 этап – обобщающий

Подведение итогов работы с детьми.

Диагностика полученных знаний

Открытые занятия для родителей

Перспективы дальнейшего развития проекта

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического слуха не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. При усвоении грамматического строя родного языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую форму морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест.

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.

Речевое развитие ребенка происходит в процессе познания им окружающего мира, за счет включения как можно большего количества анализаторов. А это в полной мере возможно только под руководством взрослого, а также в процессе совместной деятельности всех участников педагогического процесса.

Обобщение опыта работы над проектом

Обобщение и распространение опыта работы прошло в рамках районного семинара-практикума для учителей-логопедов Брянского района на базе детского сада «Колокольчик». В ходе мероприятия вниманию коллег были представлены видеофрагмены занятий, а также проведено открытое занятие, в ходе которого дети продемонстрировали свои знания, умения и навыки, полученные за период обучения. В процессе обсуждения была дана высокая оценка работе педагога, отмечены новые приемы, которые заинтересовали детей и дали возможность проявить свои творческие

возможности.

Подведение итогов

Задачи проекта, поставленные перед педагогом были решены в полном объеме, благодаря целенаправленному воздействию на развитие фонематического слуха и с помощью специально подобранных методов работы.

Работа по подгруппам во время занятий позволила детям получить новый опыт взаимодействия со сверстниками и педагогом. А выполнение домашнего задания с детьми эффективно подготовило родителей к дальнейшей коррекционно-развивающей деятельность с ребенком.

Как отметили воспитатель группы и музыкальный руководитель, кружковая работа положительно сказалась на потенциале личностного развития детей, в виду того, что учитывала разнообразные образовательные потребности каждого ребенка. В процессе освоения программы кружковой работы дети с нарушением речи активно вливаются в те сферы деятельности, которые им давались с трудом. Они охотнее включаются в тематические мероприятия и праздники.

Учитывая потребность в организации дополнительного образования с детьми в текущем году организован кружок «РЕЧиПАЛЬЧИКИ», позволяющий расширить возможности речевого развития в ДОУ. Промежуточные результаты кружковой работы освещаются в социальной сети ВКонтакте на страничке детского сада «Колокольчик» и позволяют привлечь внимание заинтересованных лиц.

Внедрение успешного проекта в плодотворную работу педагогов

Ресурсность обеспечения позволяет реализовать на практике мой проект даже начинающему педагогу на этапе знакомства со своей деятельностью в рамках ДОУ. Методическая литература, используемая в работе хорошо знакома педагогам и соответствует требованиям ФГОС ДО. Учебно-методический комплект состоит из методического пособия, демонстрационного материала и рабочей тетради Е. В. Колесниковой.

Благодаря выстроенному фундаменту в виде развитого фонематического слуха воспитанники, имеющие речевые нарушения, гораздо легче включаются в индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность и быстрее достигают положительных результатов.

Проект «РЕЧиУШКИ» - это не только успешность в развитии детей, но и помощь педагогу в развитии своего творческого потенциала.

Список использованных источников

1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. Санкт-Петербург: "Лань", 1999

2. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки. 50 логопедических игр. СПб: " Детство -пресс", 1999.

3. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. М. : "Айрис Пресс", 2006.

4. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М. : "Мозаика-Синтез".

5. Каримова Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 21

6. Козырева Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные. Ярославль: "Академия развития", 1999.

7. Козырева Л. М. Тайна твёрдых и мягких согласных. Ярославль: "Академия развития", 1999.

8. Колесникова Е. В. Слова, слоги, звуки. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. М: Бином. Лаборатория знаний, 2019.

9. Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и словами. М. :"Гном-Пресс", 1999.

10. Максаков А. И. Тумакова Г. А. Учите, играя. М. :"Просвещение", 1983.

11. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. СПб: " Детство -пресс", 2015.

12. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М. :"Владос", 1999.

13. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. Екатеринбург «Литур», 1999.

14. Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом дошкольника. М. : "Гном и Д", 2003.

15. Филичева Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989. - 223 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте»Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте» «Путешествие на самолёте». Тема: Звуки С-СЬ. Цель: -Закреплять правильное произношение звуков С-Сь в изолированном виде, в словах. -Учить.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группе Цель: - Уточнение произношения [И] в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие и речевое дыхание; Оборудование: Игра «Чудесная.

Занятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группе Цель: -Закрепить у детей правильное произношение звука [ Ш ]. -Развивать фонематический слух -Упражнять в образовании глаголов при помощи.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слухаЗвук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Автор публикации:
Педагогический проект «Речиушки» по развитию фонематического слуха у дошкольников
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 16:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Речиушки» по развитию фонематического слуха у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Сидоренкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД