Екатерина Сидоренкова
Педагогический проект «Речиушки» по развитию фонематического слуха у дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Мой успешный педагогический проект "РЕЧиУШКИ"
Педагогический проект по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста в рамках кружковой работы «РЕЧиУШКИ»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой успешный педагогический проект «РЕЧиУШКИ». За время работы в детском саду учителем-логопедом сделала вывод, что работа с детьми по коррекции звукопроизношения идет продуктивнее, если у ребенка хорошо развит фонематический слух. Это наблюдение стояло у истоков кружковой работы с детьми 4-5 лет.
Публикация «Педагогический проект „Речиушки“ по развитию фонематического слуха у дошкольников» размещена в разделах
Развивать фонематический слух детей целесообразнее перед началом коррекционно-развивающих занятий. Тем самым создавая благоприятную почву для успешной коррекции имеющихся нарушений звукопроизношения и развития речи в целом. Поэтому я решила комплексно подойти к этому вопросу.
Работа по развитию фонематического восприятия в подгрупповой форме позволяет расширить возможности педагога в выборе форм, и методов работы с детьми. Разделение детей на подгруппы производилось по результатам диагностики. Специально подобранные методики позволили выявить степень сформированности фонематического слуха и начать работу с того уровня, на котором сейчас находятся дети.
Нормативные основания реализации проекта
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. 4
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 22 января 2013 г. № 23;
- Стратегия развития воспитания в РФ до 2025г.
- Государственная культурная политика 2030г.
- Конституция Российской Федерации
Цель проекта
Повышение эффективности работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Задачи проекта
1. Развитие у детей способности к различению неречевых звуков, развитие чувства ритма.
2. Формирование умения слышать отдельные звуки в словах, определять позицию звука в слове, твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных.
3. Формирование умения интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.
4. Овладение детьми навыком звукобуквенного анализа и синтеза.
5. Повышение результативности занятий путем введения в практику фонематических игр и упражнений.
6. Создание необходимых условий для развития личностных качеств дошкольников
Объект и предмет педагогической деятельности
Объект – педагогический процесс, направленный на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Предмет – методы и формы взаимодействия педагога с учащимися, способствующие развитию фонематического слуха
Срок реализации проекта -1 год
Участники проекта: Учитель-логопед, воспитанники средней группы, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта
Сформированность представлений о речевых и неречевых формах общения, умение ориентироваться в содержании общения.
Знакомство с артикуляционной гимнастикой и правилами её выполнения.
Овладение навыками правильной артикуляции звуков.
Наличие представления о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении; о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, о выразительных средствах речи
Источники финансирования (если необходимо):
Приобретение родителями рабочих тетрадей.
Материально-техническое оснащение ДОУ
Актуальность проекта
В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух.
Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.
Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла.
Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведёт к недостаточному овладению звуковым составом слова, что в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом в школе.
В 60-х годах ХХ века использовали термин «звуковой анализ» и выделяли следующие его виды: естественный звуковой анализ и искусственный звуковой анализ.
Естественный звуковой анализ обслуживает устную речь, с его помощью осуществляется смыслоразличительная функция.
Искусственный звуковой анализ спонтанно не формируется, им дети овладевают в ходе целенаправленного обучения. Этот вид звукового анализа обслуживает письменную речь.
Д. Б. Эльконин предложил ввести для обозначения этих двух видов звукового анализа новые различные термины - «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Естественный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематический слух». Искусственный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематическое восприятие» [Эльконин, 2006].
Фонема - это эталон звука, являющийся минимальной единицей языка и выступающий в смыслоразличительной функции. Всего в русском языке 42 фонемы, мы их храним в своей памяти в упорядоченном виде. Они находятся в соотношении друг с другом, каждая фонема со своими оттенками противопоставлена другим на основе присущих ей акустических отличий, на слух улавливаемых говорящими.
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.
Фонематический слух - это врождённая способность, позволяющая узнавать наличие данного звука в слове.
В книге «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичёва подчёркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка - это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию - подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука [Фомичёва, 1989].
Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи – предпосылка успешного обучения грамоте.
Важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте является достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, умение анализировать звуковой состав слова. Оттого, насколько дети готовы к звуковому анализу, зависит успешность обучения чтению и письму, а в дальнейшем орфографии, ибо первая ступень безграмотного письма - пропуски, перестановки, искажения. В дальнейшем появятся ошибки на безударные гласные, т. к. для выработки орфографического навыка учащиеся должны «узнавать» фонемы, как в сильной, так и в слабой позициях, различать варианты звучания фонем, соотносить букву с фонемой в разных позициях.
Готовность ребёнка к звуковому анализу и синтезу речи приобретается в процессе формирования устной речи на протяжении всего дошкольного возраста. Осознанное же овладение этой деятельностью происходит в школе, когда звуковой состав слова становится для ученика предметом специального усвоения под руководством учителя. Особую значимость в развитии звукового анализа имеет сформированность звукопроизношения.
В дошкольном возрасте ребёнок должен приобрести не только способность воспринимать на слух звуки речи, но различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы, т. е. иметь развитый фонематический слух. Фонематический слух (фонематическое восприятие) формируется не сразу, а в процессе развития речи (восприятия и воспроизведения). Вначале дети различают гласные, затем согласные. Это объясняется тем, что гласные «сонорнее» согласных и поэтому воспринимаются лучше. Кроме того гласные встречаются чаще, чем согласные.
Теория и практика работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов именно в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуковой наполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный
Организационное родительское собрание, общие вопросы. Цели и задачи на период обучения. Комплектация групп. Правила поведения на занятиях, в учреждении; основы безопасности.
2 этап – основной
Изучение звуков и букв русского алфавита по общепринятым группам. Дифференциация звуков по твёрдости и мягкости. Проведение открытых занятий. Проведение консультации для родителей.
3 этап – обобщающий
Подведение итогов работы с детьми.
Диагностика полученных знаний
Открытые занятия для родителей
Перспективы дальнейшего развития проекта
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического слуха не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. При усвоении грамматического строя родного языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую форму морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест.
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.
Речевое развитие ребенка происходит в процессе познания им окружающего мира, за счет включения как можно большего количества анализаторов. А это в полной мере возможно только под руководством взрослого, а также в процессе совместной деятельности всех участников педагогического процесса.
Обобщение опыта работы над проектом
Обобщение и распространение опыта работы прошло в рамках районного семинара-практикума для учителей-логопедов Брянского района на базе детского сада «Колокольчик». В ходе мероприятия вниманию коллег были представлены видеофрагмены занятий, а также проведено открытое занятие, в ходе которого дети продемонстрировали свои знания, умения и навыки, полученные за период обучения. В процессе обсуждения была дана высокая оценка работе педагога, отмечены новые приемы, которые заинтересовали детей и дали возможность проявить свои творческие
возможности.
Подведение итогов
Задачи проекта, поставленные перед педагогом были решены в полном объеме, благодаря целенаправленному воздействию на развитие фонематического слуха и с помощью специально подобранных методов работы.
Работа по подгруппам во время занятий позволила детям получить новый опыт взаимодействия со сверстниками и педагогом. А выполнение домашнего задания с детьми эффективно подготовило родителей к дальнейшей коррекционно-развивающей деятельность с ребенком.
Как отметили воспитатель группы и музыкальный руководитель, кружковая работа положительно сказалась на потенциале личностного развития детей, в виду того, что учитывала разнообразные образовательные потребности каждого ребенка. В процессе освоения программы кружковой работы дети с нарушением речи активно вливаются в те сферы деятельности, которые им давались с трудом. Они охотнее включаются в тематические мероприятия и праздники.
Учитывая потребность в организации дополнительного образования с детьми в текущем году организован кружок «РЕЧиПАЛЬЧИКИ», позволяющий расширить возможности речевого развития в ДОУ. Промежуточные результаты кружковой работы освещаются в социальной сети ВКонтакте на страничке детского сада «Колокольчик» и позволяют привлечь внимание заинтересованных лиц.
Внедрение успешного проекта в плодотворную работу педагогов
Ресурсность обеспечения позволяет реализовать на практике мой проект даже начинающему педагогу на этапе знакомства со своей деятельностью в рамках ДОУ. Методическая литература, используемая в работе хорошо знакома педагогам и соответствует требованиям ФГОС ДО. Учебно-методический комплект состоит из методического пособия, демонстрационного материала и рабочей тетради Е. В. Колесниковой.
Благодаря выстроенному фундаменту в виде развитого фонематического слуха воспитанники, имеющие речевые нарушения, гораздо легче включаются в индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность и быстрее достигают положительных результатов.
Проект «РЕЧиУШКИ» - это не только успешность в развитии детей, но и помощь педагогу в развитии своего творческого потенциала.
Список использованных источников
1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. Санкт-Петербург: "Лань", 1999
2. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки. 50 логопедических игр. СПб: " Детство -пресс", 1999.
3. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. М. : "Айрис Пресс", 2006.
4. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М. : "Мозаика-Синтез".
5. Каримова Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 21
6. Козырева Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные. Ярославль: "Академия развития", 1999.
7. Козырева Л. М. Тайна твёрдых и мягких согласных. Ярославль: "Академия развития", 1999.
8. Колесникова Е. В. Слова, слоги, звуки. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. М: Бином. Лаборатория знаний, 2019.
9. Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и словами. М. :"Гном-Пресс", 1999.
10. Максаков А. И. Тумакова Г. А. Учите, играя. М. :"Просвещение", 1983.
11. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. СПб: " Детство -пресс", 2015.
12. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М. :"Владос", 1999.
13. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. Екатеринбург «Литур», 1999.
14. Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом дошкольника. М. : "Гном и Д", 2003.
15. Филичева Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989. - 223 с.