Файруза Амирова
Конспект НОД «Мой ребенок — первоклассник»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мой ребенок — первоклассник»
Поговорим о том, какие проблемы могут возникнуть уже тогда, когда ребёнок переступит порог первого класса. Самое первое, что необходимо ребёнку для хорошей учёбы – это заинтересованность самим процессом познания. Но как этого добиться? Только через успех! Первокласснику нужно обязательно переживать радость успеха. Рассмотрим три самые типичные для начала обучения ситуации:
- неправильное поведение ребенка на уроке;
- затруднения в написании букв и цифр;
Публикация «Конспект НОД „Мой ребенок — первоклассник“» размещена в разделах
- неумение преодолевать трудности в практических действиях.
Попробуем найти выход из положения и преодолеть первые школьные трудности.
1. Ребенок не умеет сидеть за партой, все время ходит по классу, указывает каждому ученику как писать, куда писать.
Учитель беседует с родителями. Расстроенные родители приняли меры. Во-первых, состоялся неприятный разговор. Мальчика предупредили: если подобное повторится ещё хотя бы раз, он будет лишён давно ожидаемых им удовольствий. Во-вторых, его обязали на следующий день попросить извинения у педагога и дать обещание, что впредь такого не произойдёт.
Мальчик видел огорчение своих родных, чувствовал себя виноватым, страшился завтрашнего разговора с учителем. Его не шлепали (а ведь бывает и такое, но он хорошо понял, что домашнее благополучие будет зависеть от того, как отзовутся о нём в школе.
Давайте разберём этот случай подробнее. Ребенка готовили к поступлению в первый класс, научили хорошо читать, считать до ста, писать печатными буквами и в прописи. Поэтому мальчик явно скучал на уроках, и могло сложиться впечатление, что он недогружен и ему требуются более сложные, индивидуальные задания. Однако это не так. Будущего первоклассника не приучили к очень важному в жизни – к самостоятельной работе. Он привык действовать только в тесном контакте со взрослым, под его постоянным наблюдением и контролем. В классе, где внимание педагога распределено между всеми учениками, ребенок почувствовал себя «не у дел», так как не мог самостоятельно организовать свою работу. Умение воспринимать слова учителя, даже когда он лично к тебе и не обращается, сосредоточенно слушать ответы товарищей, без понуканий и персональной проверки справляться с заданиями – это умение приобретается не сразу. К тому же, изучаемый материал мальчику знаком. И часто, томясь от скуки, как всякий здоровый ребёнок, он искал себе занятие в игре. Первый печальный опыт его кое-чему научил: теперь мальчик постарается развлекаться в классе тайком, скрытно, чтобы учительница не заметила. Конечно, это будет удаваться далеко не всегда, поэтому неприятные сцены дома станут повторяться, и вскоре мальчик начнёт относиться к ним словно к печальной неизбежности. Как же требовалось поступить родителям? Родители мальчика должны были спокойно поговорить с малышом, объяснить, в чём выражается его самостоятельное участие в общем учебном труде на уроке. Им следовало не внушать ребёнку страх ожидания новых конфликтов с преподавателем, а выразить надежду и вселить уверенность, что он сумеет справиться с трудностями. И обязательно проконтролировать, но по-особому, в виде игры. Например, провести «репортаж» с уроков: что говорила учительница, что отвечали ученики, какие встретились трудности, как с ними справлялись дети, какова была его доля в общих трудах, что нового он узнал и чему научился на уроке.
Подобный стиль общения с ребёнком, доброжелательный анализ его личного труда позволили бы мальчику скорее втянуться в общую учебную работу. В этих условиях у ребёнка будет развиваться интерес к самому содержанию знаний. А, как известно, главным двигателем успешного учения является познавательный интерес.
Есть познавательный интерес – и учёба приобретает для первоклассника смысл. Тогда ему становится понятным, для чего писать палочки, учиться чтению и математике – это средства, с помощью которых можно что-то узнать и что-то сделать, а не просто механическая работа, которой заставляют заниматься взрослые в школе и дома после уроков. При таком подходе не будет необходимости бороться с нежеланием ребёнка учиться. Да, это труд. Но труд интересный!
2. Затруднения в написании букв и цифр
«Ваша дочь очень плохо пишет. С ней надо дополнительно заниматься дома». Обязательно найдутся в классе дети, родителям которых отправлены такие сообщения. Конечно, родители девочки тоже обеспокоены её неудачей. Под руководством мамы она исписала две страницы. Та приходила в отчаяние от каждой ошибки, требовала от дочери старания, упрекала её в лености и отсутствии желания хорошо учиться. Желания писать у девочки действительно не было, поэтому требование мамы писать каждый день по две лишних страницы она восприняла как наказание. В последствии, у девочки будет быстро накапливаться усталость, процесс письма вызовет неприязнь, а тут ещё родительские тревоги и волнения. Каждый раз, садясь за уроки, девочка перестанет ждать удовлетворения и радости от работы, тем самым, обрекая себя на поражение. Учебный труд превратится для неё в неприятную и тяжёлую повинность. Мама не столько помогла, сколько затруднила учёбу дочери. А уж превращать учебные занятия в наказания абсолютно недопустимо. Но, признайтесь, многие родители полагают, что чем больше ребёнок будет тренироваться, тем лучше научится писать. Вот и, получается: плохо напишешь – будешь переписывать и не две строчки, а две страницы. Взрослые забывают, что неокрепшие детские пальчики быстро устают, поэтому к концу непосильного задания работа окажется хуже, чем в начале. Вероятнее всего, мамины сетования на то, что девочка неусидчива, хочет скорее «отвязаться», не лишены основания. Безусловно, трудно заставить себя заниматься делом, приносящим лишь огорчения, ведь мама сердится, кричит. Вот и превращается учение в мучение – горький плод подобной «педагогики»! Наказание следует за наказанием. В результате, в сознании девочки может закрепиться роковая связь: всё плохое в её жизни идёт от школы. Бесспорно, с приходом в школу главной деятельностью детей становится учение. Но беда в том, что родители рассматривают учебную деятельность как абсолютно главную и замыкают жизнь ребёнка только её рамками. У бедняги часто не остаётся времени даже на любимые занятия, ему некогда поиграть и погулять, встретиться с товарищами. День ото дня интерес к учёбе у маленького труженика постепенно угасает; а отметка становится единственным мерилом его школьных успехов и залогом родительского расположения. Из ученика, в полном смысле этого слова, он превращается лишь в исполнителя указаний.
Что можно посоветовать в этом случае?
Было бы намного лучше, если бы сначала мама попросила дочь написать всего несколько букв и цифр. Затем им следовало, обязательно вместе, разобрать все недочеты и достоинства написанного, а уж потом, не торопясь, аккуратно выводя каждый элемент, девочка написала бы ещё только одну или две строчки. И не было бы конфликта, а уроки из неприятной и обременительной обязанности превратились бы в притягательное и радостное занятие.
3. Неумение преодолеть трудности в практических действиях
На уроке технологии дети делают заготовку по предварительной инструкции. Не у всех получается. Бывают случаи, что ребенок просит разрешения выполнить дома и принести на следующий урок. За не имением ничего, учитель соглашается. Подобное повторяется снова и снова. Обнаруживается, то заготовку делает дома мама. Это приведет к тому, что девочка привыкнет бездействовать на уроках труда, считая себя «безрукой», но, не собираясь при этом обнаруживать перед классом свою неумелость. Девочка самолюбива, гордится успехами в чтении, языке и математике, а тут этот «проклятый труд». Вот она и начнё т лукавить перед детьми и учительницей: «Я лучше дома сделаю, здесь у меня не получится!» И дома всё получается- только не у неё, а у мамы.
Надо помнить, что ребёнок учится сам, это его собственная работа, его напряжение, его воля, его умственный труд и физические усилия. Поэтому надо постараться превратить любую его деятельность в привлекательную и желанную. А это возможно лишь тогда, когда школьник убедится – затраченные усилия приносят плоды. Он должен верить, что у него обязательно всё выйдет, из маленьких побед сложится большая победа – вот в чём смысл и главная радость труда. Именно результат действий доставляет наибольшее удовлетворение, является лучшей наградой за потраченные силы, умножает их, снимает усталость, рождает увлеченность трудом.
Итак, не следует пугаться ошибок ребёнка, особенно на первых порах обучения. Ошибки обязательно будут, их надо учиться преодолевать. Не пасуйте перед неудачами, а тем более – не показывайте своё недовольство и опасение ребёнку. Пусть видит: родители относятся к его ошибкам, как к явлению временному.
Главная наша задача: приохотить первоклассника к учению, чтобы была настоящая жажда знаний, желание преодолеть трудности. И главный союзник здесь – успех. Кто из нас не испытал на себе окрыляющее действие успеха! Чувствуешь прилив сил, огромное желание работать, не отступать перед сложностями.
А ребёнок, этот маленький труженик, в начале своей школьной жизни особенно нуждается в ободрении и поддержке близких: он легко раним, не уверен в себе, горячо реагирует на малейшие промахи и неудачи. Если же каждая его ошибка вызывает у нас гнев, если мы по любому поводу наказываем ребёнка, то, сами того не желая, можем отбить у него всякое желание учиться. Поэтому мы предупреждаем и просим вас, дорогие родители: постарайтесь избежать этих грубых просчетов, этого несчастья. Помните, что ребёнку, для плодотворной работы в школе, необходим успех. Так дайте ему возможность чаще переживать радостное ощущение окрыляющего успеха.