Надежда Медведева
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Мой район, души моей частичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Мой район, души моей частичка»
Автор: воспитатель высшей категории Медведева Надежда Августиновна
Возраст детей: средний и старший дошкольный.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром „Мой район, души моей частичка“» размещена в разделах
1. Образовательная область «Познание» : Ребенок и окружающий мир.
2. Образовательная область «Коммуникация» : Развитие речи. Чтение художественной литературы.
3. Образовательная область «Художественное творчество». Музыка. Рисование.
Тема: «Мой район, души моей частичка»
Цель: Уточнить знания дошкольников о названии родного села, района, главных его достопримечательностях. Формировать умение узнавать уголки района по иллюстрациям, фотографиям, слайдам. Расширять кругозор детей, развивать интерес к истории родного района, любознательность, память, активизировать речь детей, развивать творческие способности. Воспитывать любовь и чувство гордости к малой Родине, вызвать у детей чувство восхищения красотой родного края.
Словарная работа: обогащать (активизировать) речь детей новыми словами: дивненский, Митрофановское, Озеро Маныч-Гудило, генерал И. Р. Апанасенко.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер ПК, слайдовая презентация «Мой район, души моей частичка», фотографии «Достопримечательности села Апанасенковского», альбомные листы, краски.
Предварительная работа: рассматривание фотографий родного села, экскурсия к памятным местам села Апанасенковского, чтение и разучивание стихов о малой Родине.
Предполагаемый результат: Знание о главных достопримечательностях родного села, природы, памятников. Проявление интереса, заботы к своему селу.
Ход занятия
I. Организационный этап. Постановка целей.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! На занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? … Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная». Поиграем с вами в игру «Подбери словечко».
- Надо придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.
( Предполагаемые ответы детей: мама, папа, дом, детский сад, село, край.)
Воспитатель: - Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как слово «родная» может звучать в стихотворении:
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком,
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Каждая берёзка, кустик каждый,
Задремавшие в лесу поля,
Все напомнит мне о самом важном:
Только здесь родимая земля!
Воспитатель: - «Родимая, родная сторона» - как вы думаете, что это?
(выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: - «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное. Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче и сильнее.
-А как называется наша огромная страна, в которой мы живем?
Дети: Мы живем в России.
Воспитатель: Да, наша страна называется Россия, и мы с вами в ней живём.
Страна большая и очень красивая. Сегодня, мы поговорим о нашей стране, о нашем родном крае в котором живём.
Чтение стихов о Родине:
Вера.
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей и шум ветвей,
И в лесу смородина –
Это тоже Родина
(М. Пляцковский).
Макар.
На моем рисунке
Поле с колосками
Церковка на горке
Рядом с облаками.
На моем рисунке
Мама и друзья,
На моем рисунке
Родина моя!
(П. Синявский «Рисунок»).
II. Основная часть занятия.
Воспитатель: - Что же такое для человека РОДИНА? Родина – это значит родное место. Но есть, ребята, такое понятие малая родина. Как вы понимаете, что такое малая родина?
Дети: - Малая родина – это наш край, город, улица, дом, детский сад.
Воспитатель: - Конечно, малая родина - это место, где мы с вами родились и живём, сделали первые шаги, сказали первые слова, пошли в детский сад, где у вас появились первые друзья. Здесь живут ваши родные, близкие, знакомые, которые знают вас с самого рождения и готовы придти к вам на помощь в трудную минуту… Это наш край, город, улица, дом - наша малая Родина.
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, мой детский сад…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Воспитатель: - Как называется наша малая Родина, место, где мы родились и выросли?
Дети: - Наша малая Родина - село Апанасенковское.
Воспитатель: - А всех людей живущих в нашем районе называют - апанасенковцы.
Просмотр мультимедийной презентации
«Мой район, души моей частичка…»
Слайд № 3: Карта района.
Воспитатель: - Апанасенковский район расположен на севере Ставропольского края. На севере и востоке по реке Маныч проходит граница с республикой Калмыкия, на юге – с Туркменским районом, на западе – с Ипатовским. Административный центр района – село Дивное.
Слайд № 4:- герб и флаг района
Слайд № 5: Апанасенковский район образован в январе 1924 года.
Слайд № 6: Возвращаясь памятью в былое
Слайд № 7: Апанасенковский район : дивная земля и родина героя
Воспитатель:- До 1920-х годов апанасенковская земля входила в состав Благодарненского уезда. В 1924 году здесь был образован Дивненский район. Столицу района в 1935 году перенесли в село Митрофановское. Сам район недолгое время именовали Митрофановским, но буквально в том же году селу и району дали новые названия в честь Иосифа Апанасенко. В 1938 году районный центр возвратили в Дивное, а вот район так и остался Апанасенковским.
Слайд № 8: Имя генерала Иосифа Апанасенко увековечили на родине ещё при жизни – до того, как он совершил главные свои подвиги во время Великой Отечественной войны.
Воспитатель:- Иосиф Родионович Апанасенко родился в 1890 году в Митрофановском. Участвовал в Первой мировой и Гражданской войне. В 1940 году одним из первых получил воинское звание генерал-полковника. С января 1941 года Иосиф Апанасенко командовал Дальневосточным фронтом, где и проявил качества грамотного командира и стратега. Именно он, находясь на другом конце страны, обеспечил быстрый переброс 20 стрелковых дивизий и 7 танковых соединений под Москву, где кипели бои.
Слайд № 9:
Воспитатель:- Генерал, который сделал так много на дальневосточных рубежах, рвался в бой. После многочисленных просьб в июне 1943 года он назначается заместителем командующего войсками Воронежского фронта. Спустя всего два месяца, в августе того же года, он получает смертельное ранение под Белгородом во время авиационного налёта противника. Среди записей генерала нашли указание: похоронить на родине. Останки героя привезли в Ставрополь, где захоронили в присутствии родных. Памятник-мавзолей генералу Иосифу Апанасенко находится на Крепостной горе в центре краевой столицы.
Слайд № 10-11: Апанасенковская земля – это край между степями, пустынями и озёрной гладью знаменитого на весь мир солёного озера Маныч-Гудило. Здешний климат уникален и неповторим.
Воспитатель: - Примерно в 25 километрах от села находится единственное в мире соленое озеро Маныч - Гудило. Грязи на его берегу и окрестностях лечебные. Почему Гудило? Потому что во время весеннего половодья шум воды напоминает гул.
Здесь находится уникальный природоохранный комплекс. Только тут можно увидеть уникальные растения и животных. Природа у нас очень живописная, особенно весной! А еще многочисленные лиманы - просто рай для орнитологов. Очень много видов птиц, обитающих у нас занесены в Красную Книгу.
Физкультминутка
Здравствуй, мир. (руки наверх)
Это – я! (на грудь)
А вокруг страна моя! (раскинуть)
Солнце в небесах горит (наверх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (замок вправо)
А там – поля! (замок влево)
Здесь – друзья (поворот головы вправо)
И здесь друзья. (влево)
Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй, край, родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)
Здравствуй же, страна моя! (раскинуть руки)
Здравствуй, мир!
Встречай меня!
Воспитатель: - Ребята назовите достопримечательности, которыми славиться и гордиться наше село.
Ответы детей
Воспитатель: - Молодцы! В каком дивном и красивом краю мы с вами живем! Ребята, а вы любите свое село? А что вы хотели бы сделать для своего села, чтобы оно стало краше, лучше?
Дети перечисляют
Предполагаемый ответ:
Дети: - Я хотела бы посадить много елочек. Они зеленые и пушистые.
- Что бы дома стали красивыми, я их покрасил бы в зелёный, голубой и белый цвет.
- Будет очень красиво, если мы посадим много-много цветов.
Воспитатель: - Да, это действительно украсило бы наше село. Предлагаю каждому из вас нарисовать одну из достопримечательностей нашего села.
Слайд № 17: Звучит песня о Ставропольском крае. (В исполнении односельчанки, О. М. Газманова)
Дети выполняют задание красками.
III. Итоги
Воспитатель: - Какие разные у всех вас получились работы, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наше родное село Апанасенковское. Малая родина - это маленький кусочек нашей большой страны. А все мы – граждане России. Пока вы ещё маленькие и не можете ничего сделать для России. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться.
Давайте, посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – апанасенковцы. Народ очень мудрый, терпеливый и добрый. Не забывайте, что малую Родину нужно не только любить, но еще и беречь, а в трудную минуту и защищать. Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России. Гордись тем, что ты - гражданин великой многонациональной России!
Воспитатель: - Ребята, вы много знаете о своей малой родине, и все были активны. Но главное, вы старались сделать наше село краше. Молодцы!
Наше занятие я предлагаю закончить небольшим стихотворением о нашем районе, которое написал Олег Забусов:
Слайд № 12,13, 14: Стихотворение поэта Олега Забусова «Ода Апанасенковью»
Занятие окончено.
Дети рассматривают рисунки, делятся впечатлениями.