Мария Митрачкова
Эссе «Мой подход к работе с детьми с ОВЗ с ограниченными возможностями здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
автор эссе : Митрачкова М. В., учитель-дефектолог, учитель-логопед
ГБДОУ детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
На сегодняшний день, на мой взгляд, одной из актуальных проблем системы дошкольного образования в России, является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.
Публикация «Эссе „Мой подход к работе с детьми с ОВЗ с ограниченными возможностями здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
«Инклюзивное образование - процесс создания оптимального образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса».
В настоящее время, в большинстве дошкольных образовательных учреждений часто происходит так называемое стихийное включение детей с отклонениями в развитии в среду здоровых сверстников. Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Это связано и с нехваткой коррекционных дошкольных образовательных учреждений, или с нежеланием родителей воспитывать своих детей в условиях учреждения компенсирующего вида, и с рядом других социально-экономических и психолого-педагогических причин.
Свою задачу, как учитель-дефектолог и учитель-логопед в условиях инклюзивной практики я вижу в организации комплексного коррекционно-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, с участием всех специалистов и педагогов ДОУ, а также в психологической и социальной поддержке семей.
Считаю, что в процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивной практики учителю-дефектологу, учителю-логопеду необходимо:
- на основании результатов психолого-педагогической диагностики, разработать для каждого из детей адаптированную образовательную программу (индивидуальный образовательный маршрут) по всем видам деятельности;
- создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности, каждый, а тем более коррекционный педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации, внимательному, бережному отношению к переживаниям и сомнениям родителей детей с ОВЗ и их близким;
- корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка во всех видах деятельности;
- при оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с ним самим, на предыдущем уровне развития;
- педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе;
- активно взаимодействовать с родителями воспитанников – это необходимое условие для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно учить родителей, сохранять в семье единство и согласованность всех требований, которые предъявляет к ребенку ДОУ.
Непрерывную связь с родителями, я, как учитель-дефектолог, учитель-логопед осуществляю посредством регулярного проведения консультаций, практикумов, родительских собраний, ведения индивидуальных рабочих тетрадей для домашних заданий, т. к. считаю, что родители обязательно должны получать информацию о том, какие знания, умения и навыки необходимо закреплять у ребенка.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются и методы обучения в системе индивидуальных коррекционно-развивающих комбинированных занятий. В своей работе я использую различные методы: наглядные, практические, словесные, стараюсь включать больше специальных упражнений для детей с ОВЗ с задействованием различных анализаторов, активно использую инновационные технологии (включаю в занятия задания с использованием интерактивной доски, интерактивной песочницы с дополненной реальностью).
Таким образом, на мой взгляд, проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения нормативно-развивающихся сверстников является актуальной и многоаспектной, решение которой требует дальнейшего проведения исследований и разработок, создания специальных условий, государственной поддержки (финансовой, нормативно-правовой, методической).