Светлана Каштанова
Педагогический проект «Ловкие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха»
Педагогический проект
на тему
«Ловкие пальчики»
(развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности)
Воспитатель Каштанова Светлана Викторовна
Чкаловск
2017
Проект «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук через различные виды деятельности дошкольников)
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
Темочки:
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
«Рука - это своего рода внешний мозг»
Кант.
Актуальность
Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность,тем он лучше развивается. С самого раннего возраста,развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание. Известно, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются не только память и внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы,, пластиковые крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т. д.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы активизируем мозговую деятельность, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Совместная деятельность ребёнка и взрослого проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Паспорт проекта
Наименование проекта : «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности)
Тип: Практико-ориентировочный, долгосрочный, развивающий, групповой.
Количество воспитанников: 19
Форма представления: слайдовая презентация
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
• Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
• Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
• Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности. (Лепка по авторской методике Е. А. Янушко с детьми 2-3 лет; авторская программа «Цветные ладошки» И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст.)
• Формирование практических умений и навыков продуктивной деятельности.
• Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
• Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
• Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
• обеспечивать эмоциональное благополучие.
• Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
• Развивать познавательные способности, психические процессы детей.
• Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
• Развивать творчество участников проекта.
• Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к сотрудничеству.
Исполнители проекта : Дети, Воспитатель, Родители
Сроки: Проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь-май) и включает следующие этапы
Этапы реализации проекта :
I Подготовительный этап :
• изучение научно-методической литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями М. М. Кольцовой, Б. И. Пинского, Л. В. Антаковой -Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук; изучила авторскую программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки» Изобразительная деятельность в детском саду для детей раннего возраста ;лепку по авторской методике Е. А. Янушко с детьми 2-3 лет.
• Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
II Основной этап: (создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей) .
Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста:
• Работа с детьми по всем образовательным областям:
в процессе ООД (продуктивной деятельности);
индивидуальной работе;
на прогулке;
утренней гимнастике;
самообслуживание;
использование нетрадиционных приемов
• Сотрудничество с родителями.
III Заключительный этап: Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
Организация работы по проекту :
мероприятие
цель
сроки
-Изучение литературы по теме.
Получить необходимые знания и умения.
Сентябрь
-Составление картотеки игр для развития мелкой моторки
Сентябрь
-Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год
Разработать практические мероприятия на период проекта.
Сентябрь
-Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
Сентябрь
-Анкетирование родителей.
Выявление компетентности родителей по данной проблеме.
3 неделя сентября
-Экспериментальная деятельности. Познание свойств: предметов быта и бросового материала (прищепки, пластиковые крышки, бумага); природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука).
Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности.
В течение всего срока обучения
-Выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники изобразительной деятельности -лепка по авторской методике Е. А. Янушко с детьми 2-3 лет ; авторская программа «Цветные ладошки» И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст) «Солнышко», «Ёжик», «Красивая тарелочка», и т. д.
Приобщение к изобразительному искусству.
В течение всего срока обучения
-Изучение пальчиковых игр
Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения.
В течение всего срока обучения
-Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
В течение всего срока обучения
-Сотрудничество с родителями в течение реализации проекта.
В течение года
Перечень основных мероприятий
1 1 Социально-коммуникативное развитие
- коллективное творчество,
приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
2 Познавательное развитие
-Экспериментальная деятельность. Познание свойств: предметов быта и бросового материала (прищепки, пластиковые крышки, бумага);
природного материала (жёлуди,каштаны, фасоль, крупа, мука).
-Д/и «Чудесный мешочек», «Лото», «Нарядные бусы» и т. д.
3 Речевое развитие
- заучивание потешек, сопровождающих пальчиковые игры
«Апельсин», «Машина», «Капуста», «Дом» и т. д.
4 Художественно- эстетическое развитие
-выполнение продуктивной деятельности «Вот ёжик- ни головы, ни ножек», «Солнышко», «Цветы», «Наряжаем ёлку», «Красивая тарелочка» и т. д.
5 Физическое развитие
-укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник (пальчиковой гимнастики).
6 Развивающая предметно- пространственная среда
- пополнение уголка детского сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика, пирамидки, молнии, застёжки и т. д.)
7 Сотрудничество с родителями
-Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей.
-Выполнение творческих заданий.
-Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.
Предполагаемые результаты реализации проекта :
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами продуктивной деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение нетрадиционными техниками изобразительной деятельности. Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни. Развитие речевой активности детей в различных видах деятельности.