Галия Некрасова
Конспект НОД «Волшебные средства понимания: мимика» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспектнепосредственнообразовательнойдеятельности в старшейгруппе,4 неделя, 4занятие
Тема:«Волшебные средства понимания : мимика»
Интеграцияобразовательныхобластей: «познавательноеразвитие»,«социально-коммуникативное развитие», «речевоеразвитие», «художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
1. Дать первоначальныесведения о том, что такое мимика с какой целью ее использует каждый человек (познавательноеразвитие).
Публикация «Конспект НОД „Волшебные средства понимания: мимика“ в старшей группе» размещена в разделах
2. Научить детей распознавать эмоции и чувства окружающих на основании мимики; выражать свои эмоции и чувства используя мимические выражения лица (социально-коммуникативное развитие)
3. Пополнитьсловарныйзапасдляболееполноговыражениясвоихэмоций и впечатлений,отношения к себе и окружающим, используяхудожественноеслово (речевоеразвитие)
4. Расширитькругозордетей о многообразии мимических выражений лица (художественно-эстетическое развитие)
Методы и приемы: словесные, наглядные, игровые, практические, методанализа.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, электронный носитель с картинками-масками и аудиозаписью спокойной музыки, мяч, карандаши, чистые листы.
Предварительнаяработапедагога-психолога с детьми: вспомнить с детьми какие выражения лиц у всеми известных героев сказок таких как: Кощей-бессмертный, Мальвина, Буратоно, Колобок, Незнайка и т. д. Вспомнить с детьми слова известной песни : От улыбки хмурый день светлей,От улыбки в небе радуга проснется…Подарить друг другу улыбку.
Логикаобразовательнойдеятельности
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Деятельность педагога-психолога Деятельность детей Ожидаемый результат
1. Давайте поздороваемся…
Педагог-психолог обращается к детям:«Здравствуйте, я рада вас видеть! А вы рады видеть друг друга? Скажите об этом».
-Ребята, а Вы любите получать подарки. Игра «Подарок»
Дети по кругу приветствуют друг друга. Например: «Я рад тебя видеть, Алена!»
Дети по кругу передают мяч (символический подарок) со словами: «Павел, я дарю тебе конфету» Дети расслаблены, чувствуют себя комфортно, позитивно настроены на дальнейшую деятельность.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Деятельность педагога-психолога Деятельность детей Ожидаемый результат
2. Воспоминания о знакомом средстве понимания
- С каким «волшебным» средством понимания познакомились на прошлом занятии? Что это такое? (интонация).
- Как еще можно узнать о настроении человека?
- Какие выражения лица вы знаете?
Как они называются, о чем говорят? Далее взрослый рассказывает о мимике.
Дети озвучивают уже знакомое средство понимания.
Высказываются о том как еще можно распознать настроение человека. (По лицу.)
Дети озвучивают какие выражения лица им знакомы, о чем они говорят (О настроении человека, с которым мы общаемся.)
Дети познакомились с понятием «мимика», и с какой целью она используется.
3. Лица
Педагог-психолог включает диск с картинками-масками:
• радость;
• удивление;
• интерес;
• гнев, злость;
• страх;
• стыд;
• презрение;
• отвращение.
Дети просматривают диск с картинками-масками. Дети познакомились с многообразиеммимических выражений лица человека.
4. Маски
Каждому из участников дается задание – выразить с помощью мимики горе, радость, страх, удивление….
Дети по очереди выражают с помощью мимики свои наигранные чувства,остальные участники должны определить, что пытался изобразить каждый из них Дети умеют различать мимику; самостоятельно, сознательно пользуются мимикой для выражения своих эмоций.
5. Ролевое проигрывание ситуаций
Упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств понимания, развития эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.
Воспользовавшись «волшебными» средствами понимания, дети должны помочь:
• плачущему ребенку, он потерял мячик;
• мама пришла с работы, она очень устала;
• товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;
• ваш друг плачет, он получил плохую оценку;
• девочка-соседка попросила тебя сделать ей аппликацию.
Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.
Разбившись на пары дети по очереди, проигрывают представленные ситуации; в процессе деятельности меняются ролями (конкретно в парах.) Дети научились применять «волшебные» средства понимания, способны распознать и описать свои чувства и чувства других людей.
6. Рисование
Педагог-психолог предлагает детям: «Давайте нарисуем доброе животное и назовем его ласковым именем, наградим его каким-нибудь «волшебным» средством понимания».
Дети рисуют под тихую, спокойную музыку. Дети способны выражать свои чувства посредством рисования.
7. Подведение итогов занятия
- С каким «волшебным» средством понимания вы сегодня познакомились?
- Как применяли в общении мимику? Дети высказываются о том: Что такое мимика? О чем может рассказать выражение лица?
Дети озвучивают как они использовали мимические выражения лица в процессе совместной деятельности с педагогом-психологом. Дети способны вербализировать свои новые знания и впечатления о совместной деятельности.
Заключительная часть
Деятельность педагога-психолога Деятельность детей Ожидаемый результат
8. Прощание
-Ребята, наша совместная деятельность подошла к концу давайте друг друга поблагодарим за плодотворное сотрудничество.
Дети встают в круг кидают друг другу мяч со словами: «Спасибо до встречи».
Необходимо чтобы каждый ребенок получил мяч. Все участники на позитивное ноте благодарят друг друга и прощаются.
Пояснительная записка
В последнее время появилось множество практических разработок, посвященных обучению детей общению. В отличие от них, данная разработка делает свой акцент на РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, а не просто «натаскивание» детей на определенных техниках.
Цель: развитие навыков конструктивного общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности.
Задачи:
• Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка.
• Поощрять открытое проявление эмоций и чувств различными приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и. т. д).
• Воспитать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
• Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
• Развитие чувства МЫ, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.
Структура занятий:
• Беседы, направленные на знакомство с различными «волшебными» средствами понимания.
• Словесные, подвижные и релаксационные упражнения.
• Рисование.
• Проигрывание психогимнастических упражнений.
• Анализ и инсценировка различных психологических этюдов.
Ожидаемые результаты:
Знать:
• Моральные нормы, принципы, правила поведения.
• Собственное эмоциональное отношение к этим нормам.
• Значения жестов, мимики.
Уметь:
• Эмоционально регулировать поведение.
• Понимать и описывать свои желания и чувства.
• Уметь сочувствовать и сопереживать другим людям, понимать их состояние.
• Различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений.