Елена Конева
Модульное мобильное образовательное пространство. Технология «говорящая стена»
▼ Скачать + Заказать документы
Модульное мобильное образовательное пространство. Технология
Развивающая среда в ДОУ должна соответствовать современным условиям. Во ФГОС ДО перечислены девять видов детской активности, и воспитателю нужно создать условия для их обеспечения.
Основная проблема –это нехватка пространства (воспитатели хотят разместить в группе зоны для всех видов детской деятельности, но не имеют для этого нужного помещения). Эту проблему решили путем частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль. Предлагаем вашему вниманию опыт работы МБДОУ № 201 «Детский сад компенсирующего вида». В нашем детском саду 6 возрастных групп, которые посещают воспитанники с нарушением зрения.
Публикация «Модульное мобильное образовательное пространство, Технология „говорящая стена“» размещена в разделах
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) направленно на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществляемое лечебно – восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии,
В средней группе с помощью родителей была также создана вариативная зона – «развивающая стена» («бизиборд») – своеобразный путеводитель среди множества материалов, пособий, игр. Панель помогает развивать моторику пальцев, мышление и логику.
Бизиборд представляет собой деревянную панель с закрепленными на ее поверхности предметами: кнопками, молниями, липучками, звонками, дверными молоточками и т. д. Чем больше различных элементов закреплено на доске, тем более интересна она будет малышу. На ней размещены также деревянные счеты, тканевые кармашки, крутящиеся мебельные колесики, зеркало, велосипедный звонок, магнитная доска с магнитами, калькулятор и другие объекты с кнопками (выключатели, кусочки тканей и разные на ощупь материалы (шерсть, фланель, мебельные ткани, отделочные материалы).
Наш детский сад посещают воспитанники с нарушениями зрения, поэтому вертикальное пространство используется как элемент коррекционной системы.
В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно – воспитательной работы в группах с нарушением зрения детей является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций
На стенах расположены элементы здоровьесберегающей технологии доктора медицинских наук Базарного В. Ф. по оздоровлению детей. Элементы здоровьесберегающей технологии Владимира Филипповича Базарного идеально подходят для снятия физической и умственной нагрузки, дают возможность реализовать программу ДОУ.
Так же на вертикульной поверхности расположены элементы таблицы Орловой, которая применяется врачом-офтальмологом для определения остроты зрения у детей дошкольного возраста. Педагоги знакомят детей с картинками, рассматривают их, выделяют определенные части, по которым ребенок сможет узнать картинку.
В процессе занятия для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используем схемы зрительных траекторий, расположенных на стенах.
Представленые офтальмотренажеры: цветные дорожки для проведения зрительных гимнастик. Систематические занятия с помощью офтальмотренажера способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости. Такие упражнения улучшают кровообращение, расслабляют мышцы, снижают утомление, облегчают зрительную работу на ближнем расстоянии.
Правила применения технологии «Говорящая стена» :
-Четко понимать, что каждый элемент должен работать, а не просто присутствовать.
- Размещение на уровне «золотой линии глаз»
-представлять, кто, когда и зачем может оборотиться к «говорящей стене» (целенаправленное, адресное использование компонентов, тематическая и функциональная доступность для возрастной аудитории);
-осмысленность, т. е. каждый элемент несет смысловую нагрузку;
- важно качество материалов;
-«говорящие стены» должны соответствовать АРТ-требованиям, учитывать стиль и эмоциональный фон;
-учет освещения (достаточное для изучения стен, приятное для глаз, не агрессивное;
-учитывать тип помещения (не размещать на лестницах);
-не перегружать пространство (когда меньше-это лучше).
Переход коррекционно- образовательного пространства из горизонтали в вертикаль - наиболее эффективный способ модернизации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях малых групповых помещений.