Ольга Абакумова
Развивающая стена в группе
▼ Скачать + Заказать документы
(Из опыта работы.) Развивающая стена.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации с 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В нём определены требования к условиям реализации общеобразовательной программы и обозначены требования к позиции педагога, его профессиональной компетентности, умению создавать образовательное пространство, которое будет обеспечивать формирование у детей самостоятельности, а ребенок будет полноценным субъектом образовательных отношений.
Публикация «Развивающая стена в группе» размещена в разделах
Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, педагоги должны модернизировать образовательную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Мы решили создать развивающую стену.
Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.
Задачи:
- Создать атмосферу эмоционального комфорта, условия для творческого самовыражения, проявления познавательной активности и самостоятельности детей.
- Развивать у детей внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление.
Итак, что же такое развивающая стена?
Развивающая стена носит функцию своеобразного путеводителя среди множества материалов, пособий, развивающих игр.
Развивающая стена представляет собой абстрактную картину, разделенную на несколько зон:
В нашем случае - дерево из оргалита, на котором расположено 4 домика-экрана с разными основаниями (магнитная основа, ковролин, основа от мозаики и зеркало, а так же основа «Полянка с паровозиком». Задания, расположенные на этих основах позволяют решать задачи познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития.
Зона художественно-эстетического развития представлена экраном для рисования с рулоном бумаги и различными материалами для творчества.
Оформить развивающую стену - по силам любому педагогу.
Для изготовления игр и пособий для развивающей стены мы использовали самый разнообразный материал (оргалит, самоклеющая пленка, рамочки, коробочки и т. д.). Дидактический материал большая часть, которых создана с использованием плёнки для ламинирования. Пригодились игры на магнитах производственного изготовления, такие как цифры, мозаика. Обязательным приложением к многим играм стали образцы, схемы, карты-алгоритмы и т. д. Они особенно важны для младших дошкольников, когда ребёнок ещё не может обойтись без помощи и подсказки. Содержание игр и пособий обусловлено возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Т. к. наша группа называется «Гномики», то героями нашего сюжета развивающей стены стали гномы, живущие на дереве и путешествующие на паровозе.
Статичные экраны дают возможность детям играть в удобное свободное время, достаточно просто подойти. Дети самостоятельно выбирают род деятельности по своим интересам, партнера. От имени героя педагог может выставить задание для конкретного ребенка, у которого возникают трудности по какой либо лексической теме, для отработки навыков или закрепления пройденного материала. Задания могут выполняться как самостоятельно, так и совместно с педагогом.
Расскажем про каждый экран в отдельности.
1. На кроне дерева расположена эмоционально-рефлексивная мини-среда представленная экраном:
"Здравствуйте, я пришел"
Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Ребенок – личность, член коллектива. В осенний и летний период фотографии детей расположены на листочках разных деревьев, что позволяет закрепить знания о деревьях. Зимой на снежинках.
2. Домик «Свет мой зеркальце скажи», направлен на решение таких задач как:
• Понимание и различение ярко выраженных эмоциональных состояний, их проявление в мимике, жестах, в интонации голоса (радость, грусть, веселье, страх, гнев, удовольствие, связь эмоций и поступков людей по отношению друг к другу.
• Формирование правильного звукопроизношения, через выполнение артикуляционной гимнастики по опорным схемам.
Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата. Тренировка органов артикуляции с опорой на картинный материал. В течении дня выставляется картинка для тренировки органов артикуляции для конкретного ребенка. Так же любой из детей может выбрать себе задание по желанию.
Включает следующие дидактические игры:
Игра «Выражение эмоций»
Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть.
Игра «Эмоции в сюжетных картинках» Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Игра «Хорошо и плохо»
Цель: Формирование у детей представлений о хорошем и плохом поступке, поведении, умения правильно оценивать себя и других.
3. «Домик с магнитной основой» и «Домик- фланелеграф», позволяют работать ребенку с материалами различной фактуры.
Дидактические игры решают задачи по развитию сенсорной культуры, ФЭМП, речевому развитию.
Игра «Сложи узор»
Цель: развивать умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве; закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические фигуры по размеру; развивать внимание, мыслительные операции.
Игра «Танграм»
Игра «Расскажи сказку», «Составь картинку», «Геометрическая мозаика», «Выложи столько же, сколько…», «Расставь от низкого до самого высокого», рисование маркером.
4. «Домик с резиночками» подходит для решения задач по любой лексической теме.
Большое внимание уделено логическим играм, таким как «Что сначала, а что потом.», «Кому, что надо для работы», «Сказка за сказкой» - развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.
«Из какой сказки герой?»
Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.
«Соотнеси геометрическую фигуру с предметом»,
«Чья тень?» - Цели: учить находить заданные силуэты.
Развитие приемов зрительного наложения.
«Найди предмет такой же формы»
Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие.
«Найди пару»
Цель: учить соотносить число с цифрой; считать до десяти; развивать мелкую моторику.
«Найди столько же»
Цель. Учить устанавливать равенство предметов при разном их пространственном изображении.
5. На стволе дерева расположена лесенка, где дети с помощью схем достраивают ее, вставляя карандаши необходимого цвета. На каждой карточке нарисован мультипликационный герой, которому нужно помочь в строительстве.
«Построй лесенку»
Цель: учить составлять лесенку из карандашей по цвету согласно схеме; развивать воображение, зрительное восприятие.
6. Экран «Полянка»
«Пособие паровозик» так же позволяет закрепить знания детей по лексическим темам.
На паровозе имеется кармашек, куда вставляется карточка с заданием, а так же можно поместить фото того ребенка, для кого задание адресовано. 3 вагончика с кармашками для карточек-ответов.
Колеса поезда – это крышки разного цвета, которые ребенок вкручивает по своему желанию. Вагончики соединяются шнуровкой. Для развития мелкой моторики руки.
Игра «Кто в поезде едет» - закрепление обобщающих понятий: домашние животные, дикие животные, сказочные герои, игрушки, птицы, фигуры определенной формы, цвета и т. д.
Игра «Что везет поезд» - посуду, мебель, обувь, одежду, транспорт и т. д.
Игра «Сколько пассажиров» - закрепление количественного и порядкового счета.
Пособие «Солнышко» знакомит детей с временами года.
Пособие «Тучка». Капли дождя наполнены различным материалом по структуре.
6. Экран «Каляка-маляка» - рулон бумаги для художественного творчества.
Все игры и пособия являются неотъемлемой частью развивающей стены, хранятся в оборудованных для них шкафчиках, на полочках и всегда доступны детям.
Наполняемость зон соответствует учету зоны актуального развития самого слабого ребенка и зоны ближайшего развития самого сильного ребенка.
Как правильно организовать деятельность детей на развивающей стене?
• Не руководить ребенком, а уважать его интересы и индивидуальные особенности развития,
• Наблюдать, а не вмешиваться в деятельность ребенка даже с целью поощрения.
• Не навязывать темп выполнения задания, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению.
• Не регламентировать деятельность ребенка,
• Не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения.
Деятельность детей управляема, но не взрослыми, а самим содержанием того задания или игры, над которыми они работают.
Стена должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств. И совершенно неважно, будет это занятие по математике, изобразительной деятельности, обучению грамоте и т. д. – каждый элемент может предстать в новом образе.
Использование развивающей стены помогает развить у детей внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление, инициативность, самостоятельность, общительность, как в игровых, так и в познавательных видах деятельности.