Папки-передвижки

Моделирование в развитии связной речи детей с ОНР

Татьяна Архипова
Моделирование в развитии связной речи детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Моделирование в развитии связной речи детей с ОНР

Известно, что ребенок всегда испытывает потребность в общении. И, естественно, он хочет, чтобы его понимали. Однако нередко речь ребенка бывает сумбурной и непонятной. Причин для этого может быть много. Но одна из самых распространенных в том, что дети, особенно страдающие общим недоразвитием речи, не умеют составлять описания предметов, явлений, людей.

Публикация «Моделирование в развитии связной речи детей с ОНР» размещена в разделах

Научные исследования показали, что лишь немногие из дошкольников с ОНР способны самостоятельно построить текст. Рассказы таких детей отличаются непоследовательностью, пропусками, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, наблюдаются проблемы с грамматическим оформлением предложений, выбором средств межфразовой связи. В связи с этим формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Одним из перспективных направлений процесса коррекционно-развивающего обучения мы считаем использование в работе наглядного моделирования. В научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, В. К. Воробьева, В. П. Глухов и др.). Именно наглядные модели служат дошкольникам своеобразным планом для создания монологов.

Работу по развитию связной речи следует начинать с формирования у детей представлений о том, какая речь является рассказом, а какая нет. Для этого используем прием, рекомендуемой В. К. Воробьевой: мы предлагаем детям ориентиры, по которым можно распознать услышанную речь как рассказ. Таким ориентиром является наличие в рассказе события, случая, т. е. детям объясняли, что, если услышав речь, можно представить себе случай, событие, нарисовать его, то это рассказ. Для формирования у детей этих ориентиров, мы предлагаем использовать специальные речевые упражнения сравнительного характера. Основная идея их заключается в том, что для прослушивания дается два образца речи : нормальный рассказ небольшого объема и образец-поломка этого рассказа. Рассмотрим это на следующем примере.

Предлагаем детям проблемную ситуацию. Например: Женя и Катя наблюдали из окна интересный случай. Но Катя все время отвлекалась. А потом девочки рассказали эту историю своим друзьям. Кто отвлекался? У кого рассказ получился, а у кого нет?

Первый образец: «Кот Васька заметил на сосне гнездо дрозда. Быстро влез Васька на дерево. Но дрозд увидел злодея. Он клюнул кота в лоб. Кот фыркнул и спрыгнул на землю».

Второй образец: Кот, гнездо, дрозд, дерево, фыркнул, на землю и т. д. Дети сравнивают рассказ и набор слов из него.

Применение такого типа упражнений формирует у детей представления о том, что называние отдельных слов не является рассказом. Кроме этого, они усваивают понятия «слово» и «предложение»

Следующие виды упражнений – это сравнение рассказа и бессвязного набора предложений, сравнение рассказа и отдельного предложения, сравнение рассказа и его деформированного варианта.

К сравнительным речевым упражнениям мы предлагали карточки, демонстрирующие те ориентиры, на которые дети должны опираться в процессе выполнения задания.

Например:

• Карточка - иллюстрация к рассказу и карточка с набором предметных изображений;

• карточка-иллюстрация и набор сюжетных картинок, часть из которых имеет отношение к рассказу, а часть не имеет;

две карточки: на одной написана буква Р, на другой эта же буква, но перечеркнутая, если ребенок слышит рассказ, он поднимает карточку с буквой Р и наоборот.

После того, как дети научились распознавать рассказ, мы стали обучать их описанию предметов. При проведении занятий по составлению описательных рассказов главной целью было формирование у детей исследовательской деятельности, которая направлена на выявление свойств предмета.

В процессе работы над реализацией этой цели мы придерживались следующей структуры занятия:

1. Оргмомент.

2. Знакомство с предметом – рассматривание, ощупывание, поглаживание и т. д.

3. Построение сенсорно-графического плана (по В. К. Воробьевой, отражающего сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой).

Сенсорно-графический план включает в себя 3 составляющих:

• карточка с предметом, который изучается;

• перечень сенсорных маркеров, через которые ребенок находит признак предмета, т. е. карточки, на которых нарисованы органы чувств: глаз, нос, рот, ухо, ладонь;

• карточки, обозначающие признаки и свойства предмета: форма, размер, цвет, вкус, запах, фактура, звуки, назначение.

Такой план направлен на формирование у детей программы описательного характера, которая всегда имеет вертикальное расположение, а оно полностью соответствует смысловому устройству описательного рассказа. По мере развития исследовательской деятельности конкретные изображения можно заменять абстрактными символами. Опираясь на эту графическую программу, дети последовательно выбирают из ряда предложенных маркеров тот, который символизирует определенный признак предмета, и закрепляют результаты обследо-вания в наглядном виде.

4. Словарная работа. Отрабатывается описательная лексика.

5. Итог занятия.

Для того, чтобы у детей не сформировалось представление о том, что последовательность выбора признаков всегда одинакова, необходимо включать в занятия перестановку элементов графического плана, прослушивание текстов, характеризующихся различной последовательностью описания, сопоставление описательного рассказа с неполным набором признаков и рассказа с полным их набором. В результате этого дети приходят к выводу о том, что предмет можно узнать только тогда, когда в речи представлены все или большинство его характеристик.

Постепенно дети научаются составлять план своего высказывания (сначала устно, а затем в «уме») и описывать предметы без помощи наглядных опор.

Наблюдения показали, что применение наглядных моделей существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связного устного высказывания.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование в развитии связной речи детей с ОНР
Опубликовано: 24 октября 2023 в 16:42
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Моделирование в развитии связной речи детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Архипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД