Подшибякина Марина
Моделирование связной речи приемами мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию, побуждают к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий.
В системе непрерывного образования отдаётся приоритет развитию связной речи у детей дошкольного возраста, поэтому эта проблема не теряет своей актуальности, а приобретает ещё большую остроту, ведь успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.
Темочки:
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить предложение;
- бедность речи, недостаточный словарный запас; неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей их жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Общеизвестно, что существуют факторы, облегчающие процессы становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению педагогов Я. А. Коменского, С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – наглядный метод обучения. Рассматривание картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, действия, сенсорное восприятие окружающего мира помогает обобщить представления через увиденные образы. Второй вспомогательный фактор – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский.
Как известно, дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Формирование связной речи у детей относится к одной из важнейших задач работы с дошкольниками. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь известным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». В проводимой работе по обучению детей связной речи эффективным средством является приёмы мнемотехники.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника предполагает решение не только задач по речевому развитию, но и ряд задач по развитию основных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения. Кроме того у детей формируются навыки перекодирования информации, т. е. преобразования ее из символов в образы. Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам, так как детям младшего возраста трудно сразу усвоить информацию большого объема. Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией. Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Технология работы с мнемотаблицами :
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Педагог вводить мнемотехнику уже с младшей группы. Детям младшего и среднего возраста необходимо давать цветные схемы, т. к. у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая, цыплята – желтые и т. д. С детьми старшего дошкольного возраста используются мнемотаблицы, выполненные в одном цвете.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность рассказа, наполнять его лексико- грамматическим содержанием.
Мнемотаблицы можно использовать :
в режимных моментах (при умывании, одевании, сервировки столов, при уходе за комнатными растениями и т. д.);
при обучении составлению рассказов по картине, серии картин, описательных рассказов;
при пересказе художественных произведений;
при отгадывании и загадывании загадок;
при разучивании стихотворений.
Мнемотаблицы можно использовать в дидактических играх:
1."Восстанови последовательность картинок по памяти"
2." Отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме"
3."Найди лишнюю картинку"
4."Найди ошибку в последовательности картинок после прочтения текста"
5."Распутай" (предъявляются вперемешку две разрезные мнемотаблицы)
6."Не зевай, нужную картинку поднимай" (взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку и поднимает)
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаё тся достичь следующих результатов:
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. [Текст]/ В. К. Воробьева. – М., 2005.
2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. [Текст] /В. П. Глухов. – М., 2004.
3. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. [Текст] / Т. И. Кудрова // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
4. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. [Текст]/ Л. В. Омельченко // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.