Фаина Краснова
Природа — главное средство экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«Умение жить в согласии с природой,
с окружающей средой следует начинать как можно раньше.
Известно, также, что истинная красота заложена в природе
и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть её». Т. С. Комарова
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады.
Публикация «Природа — главное средство экологического воспитания» размещена в разделах
Таким образом, ребёнок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов : форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, многие в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе рассматривания картин, наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы
Экологическое воспитание дошкольников – достаточно новое направление, целью которого является формирование начал экологической культуры. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно правильного отношения:
- непосредственно к самой природе во всем ее разнообразии;
- к людям, охраняющим и созидающим ее;
- к себе, как части природы;
- к пониманию ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды;
- к осознанию своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Главная цель экологического воспитания - обучение детей бережному и заботливому отношению к природе и воспитание эмоционально положительного отношения к ней.
В процессе педагогической работы используются такие ведущие методы как:
- словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях);
- наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого);
- практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе).
Каждый из видов работ решает определённые задачи экологического воспитания.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.
Эту работу нужно проводить обязательно на природе, во время целевых прогулок, экскурсий, в заранее выбранное место, где дети непосредственно видят объект, имеют возможность его обследовать, задавать вопросы, получить объяснения.
Ещё В. А. Сухомлинский писал: «…. во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой, необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – это наш дом, природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе…»
Все результаты наблюдений фиксируются детьми в рисунках, поделках, рассказах об увиденном.
В процессе экологического воспитания организовываются прогулки. Структурным компонентом которых являются:
- разнообразные наблюдения;
- дидактические задания;
- трудовые действия самих детей;
- подвижные игры и игровые упражнения.
(Например, зимой использую различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха, на улице холодно, сильный мороз. На прогулке предложила детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращала внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые.)
(В начале весны обращаю внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Наблюдали за солнечным лучом (солнечным зайчиком, организовала игру с водой «Весёлые ручейки» и т. д. Т. е. последующее наблюдение стараюсь связывать с последующим.)
Работа с природным материалом
Эта работа вызывает большой интерес у детей. Они всегда работают увлеченно и старательно. В зависимости от темы, занятия проводятся как в группе, так и на свежем воздухе. Обязателен показ образцов нескольких вариантов готовых работ, последовательное объяснение, а затем самостоятельная работа детей, которая позволяет детям погрузится в мир природы, познать ее красоту, «продлить жизнь», уже кажется, засохшему, ненужному природному материалу. Работа с природным материалом развивает фантазию, творческие способности детей, трудолюбие, умение видеть и ценить в природе прекрасное. Полученные на занятиях по изодеятельности и изобразительному искусству знания, умения и навыки дети закрепляют в работе с природным материалом, который заготавливается заранее летом и осенью. К заготовке можно подключить детей.
Игра
Дидактические игры чаще всего проводятся с детьми на каникулах. Творческие игры природоведческого содержания и игры с природным материалом (песок, глина, снег, камешки, шишки) проводят воспитатели.
Играя, дети уточняют, закрепляют, расширяют представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности.
Опыт
Детям очень нравится поисковая работа, равнодушных к ней нет. Чаще всего участвует вся группа. К опыту готовится необходимый материал и оборудование. Проводить его можно и на занятиях и в свободное время.
Опыт включает в себя четыре этапа:
точно определяем проблему;
из предложенных детьми путей решения проблемы, выбираем самый подходящий;
проводим сам опыт или наблюдение;
в конце, беседуя с детьми, обсуждаем итоги, делаем выводы.
Благодаря опытам дети знакомятся с внешними признаками природных объектов, познают некоторые взаимосвязи и закономерности, раскрывают причины многих явлений природы.
Поисковая деятельность развивает интерес к природе, любознательность, стремление получить конечный результат, развивает логическое мышление, способность выражать свои мысли, делать выводы и умозаключения.
Надо учить детей любить природу, понимать ее. В этом очень помогает литература. Через произведения Чарушина, Бианки, Паустовского, Сладкова и др. в душе ребенка рождается нежность к природе, к живому. Некоторые произведения помогают устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями.