Ирина Лоскутова
Модели взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка
В качестве необходимых условий для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, в Стандарте предполагается «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Публикация «Модели взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Обеспечение правовой и психолого-педагогической поддержки родителей и вовлечение их в образовательный процесс ДОУ проходит по четырем направлениям:
-диагностико-аналитическое,
-нормативно-правовое,
-практическое
-контрольно-рефлексивное.
Для оценки эффективности сотрудничества ДОУ с семьей была разработана система критериев и показателей: уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей; уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ; уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ; степень эффективности сотрудничества ДОУ и семьи.
Работа по «Структурно-функциональной модели» позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.
1. Диагностико-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности педагогов и семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти задачи и определяют методы и формы дальнейшей работы педагогов: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение и т. д.
2. Нормативно-правовой блок
На этом этапе работа предполагается разработка нормативно-правовой базы, локальных актов ДОУ (Положение о взаимодействии с семьями воспитанников;Положение о Наблюдательном совете; Положение о родительском комитете;Положение о портфолио воспитанника МАДОУ; Положение о Дне самоуправления; Положение о Дне открытых дверей; Положение о сообществе бабушек «Мама моих родителей»; Положение о родительском клубе «Посиделки на полянке»).
3. Практический блок содержит информацию, направленную на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развитием.
Цель: обеспечение правовой и психолого-педагогической поддержки родителей и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.
Работа с родителями в рамках практического блока строится по трем взаимосвязанным направлениям :
Первое направление - Информационное:
• просвещение родителей;
• передача им необходимой информации по тому или иному вопросу лекции;
• индивидуальное и подгрупповое консультирование;
• информационные листы, газеты, листы-памятки;
• библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и др. ;
• консультирование;
• информация на сайте ДОУ;
• ознакомление с положениями, правилами внутреннего трудового распорядка и т. д.
Второе направление - Просвещение и обучение
• стенды;
• информационные брошюры ДОУ;
• лекции, кинолектории;
• презентация ДОУ (видеоролики);
• сайт ДОУ;
• библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и др.
• общение на Интернет-форуме;
• индивидуальное и подгрупповое консультирование;
• информационные листы, газеты, памятки, буклеты;
• средства массовой информации.
Третье направление – Совместная деятельность
Организация продуктивного общения всех участников образовательных отношений. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книге, игре, подготовке к празднику, походу, разработке общего проекта и др.).
Для решения задач выбираются соответствующие формы взаимодействия :
• заседания Родительского комитета;
• участие в Совете ДОУ;
• совместные экскурсии и культурные мероприятия;
• волонтерство;
• трансляция опыта семейного воспитания;
• портфолио воспитанников
Продуктивное общение:
• игротека;
• выставка выходного дня;
• театральная пятница;
• издание семейных газет, журналов, альбомов;
• совместные социальные акции;
• защита семейных проектов;
• ведение домашних читательских дневников;
• Флешмоб и др.
4. Контрольно-рефлексивный блок — это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся с апреля по май специалистами детского сада, анализ эффективности сотрудничества ДОУ и семьи.
Задачи:
1. Изучение, оценка и анализ уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сотрудничества с семьями воспитанников.
2. Анализ и корректировка документационного обеспечения процесса сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников.
3. Обработка, анализ диагностических материалов по оценке эффективности сотрудничества ДОУ и семьи.
4. Формулирование окончательных выводов, корректировка модели, представление результатов на педсовете.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями мы используем опрос, «Книгу отзывов и предложений», оценочные листы, экспресс-диагностику, творческие отчеты кружков, анализ реализации плана взаимодействия с родителями и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия.
Преимущества модели взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение семьи.
В-пятых, у родителей (законных представителей) формируется один из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя.
В-шестых, повысился уровень методической грамотности педагогов в вопросах внедрения инновационных нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.
Опыт работы по данной модели обобщен и представлен на:
• районный семинар «Взаимодействие с семьями воспитанников как одно из психолого-педагогических условий обеспечения реализации ООП ДО»;
• Презентация на тему: «Детский сад и семья».
В итоге проделанной работы были отмечены положительные результаты. Члены семей воспитанников, особенно папы, стали активнее участвовать в образовательном процессе, в работе клуба, действующих на базе учреждения.
Родители и дети периодически вовлекаются в совместную деятельность в творческих мастерских, основная цель которых создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.