МААМ-картинки

Модели взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка

Ирина Лоскутова
Модели взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка

В качестве необходимых условий для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, в Стандарте предполагается «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Публикация «Модели взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка» размещена в разделах

Обеспечение правовой и психолого-педагогической поддержки родителей и вовлечение их в образовательный процесс ДОУ проходит по четырем направлениям:

-диагностико-аналитическое,

-нормативно-правовое,

-практическое

-контрольно-рефлексивное.

Для оценки эффективности сотрудничества ДОУ с семьей была разработана система критериев и показателей: уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей; уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ; уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ; степень эффективности сотрудничества ДОУ и семьи.

Работа по «Структурно-функциональной модели» позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.

1. Диагностико-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности педагогов и семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти задачи и определяют методы и формы дальнейшей работы педагогов: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение и т. д.

2. Нормативно-правовой блок

На этом этапе работа предполагается разработка нормативно-правовой базы, локальных актов ДОУ (Положение о взаимодействии с семьями воспитанников;Положение о Наблюдательном совете; Положение о родительском комитете;Положение о портфолио воспитанника МАДОУ; Положение о Дне самоуправления; Положение о Дне открытых дверей; Положение о сообществе бабушек «Мама моих родителей»; Положение о родительском клубе «Посиделки на полянке»).

3. Практический блок содержит информацию, направленную на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развитием.

Цель: обеспечение правовой и психолого-педагогической поддержки родителей и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

Работа с родителями в рамках практического блока строится по трем взаимосвязанным направлениям :

Первое направление - Информационное:

• просвещение родителей;

• передача им необходимой информации по тому или иному вопросу лекции;

• индивидуальное и подгрупповое консультирование;

• информационные листы, газеты, листы-памятки;

• библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и др. ;

• консультирование;

• информация на сайте ДОУ;

• ознакомление с положениями, правилами внутреннего трудового распорядка и т. д.

Второе направление - Просвещение и обучение

• стенды;

• информационные брошюры ДОУ;

• лекции, кинолектории;

• презентация ДОУ (видеоролики);

• сайт ДОУ;

• библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и др.

• общение на Интернет-форуме;

• индивидуальное и подгрупповое консультирование;

• информационные листы, газеты, памятки, буклеты;

• средства массовой информации.

Третье направление – Совместная деятельность

Организация продуктивного общения всех участников образовательных отношений. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книге, игре, подготовке к празднику, походу, разработке общего проекта и др.).

Для решения задач выбираются соответствующие формы взаимодействия :

• заседания Родительского комитета;

• участие в Совете ДОУ;

• совместные экскурсии и культурные мероприятия;

• волонтерство;

• трансляция опыта семейного воспитания;

• портфолио воспитанников

Продуктивное общение:

• игротека;

• выставка выходного дня;

• театральная пятница;

• издание семейных газет, журналов, альбомов;

• совместные социальные акции;

• защита семейных проектов;

• ведение домашних читательских дневников;

• Флешмоб и др.

4. Контрольно-рефлексивный блок — это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся с апреля по май специалистами детского сада, анализ эффективности сотрудничества ДОУ и семьи.

Задачи:

1. Изучение, оценка и анализ уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сотрудничества с семьями воспитанников.

2. Анализ и корректировка документационного обеспечения процесса сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников.

3. Обработка, анализ диагностических материалов по оценке эффективности сотрудничества ДОУ и семьи.

4. Формулирование окончательных выводов, корректировка модели, представление результатов на педсовете.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями мы используем опрос, «Книгу отзывов и предложений», оценочные листы, экспресс-диагностику, творческие отчеты кружков, анализ реализации плана взаимодействия с родителями и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия.

Преимущества модели взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение семьи.

В-пятых, у родителей (законных представителей) формируется один из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя.

В-шестых, повысился уровень методической грамотности педагогов в вопросах внедрения инновационных нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

Опыт работы по данной модели обобщен и представлен на:

• районный семинар «Взаимодействие с семьями воспитанников как одно из психолого-педагогических условий обеспечения реализации ООП ДО»;

Презентация на тему: «Детский сад и семья».

В итоге проделанной работы были отмечены положительные результаты. Члены семей воспитанников, особенно папы, стали активнее участвовать в образовательном процессе, в работе клуба, действующих на базе учреждения.

Родители и дети периодически вовлекаются в совместную деятельность в творческих мастерских, основная цель которых создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.

Публикации по теме:

Педагогические взаимодействия, модели педагогического взаимодействия Любая педагогическая система может быть рассмотрена как форма взаимодействия участвующих в ней людей: воспитателей и дошкольников, учителей.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Досуговые формы взаимодействия с родителями по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста «Современные формы работы с семьей по вопросам развития речи и приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе». Досуговые.

Консультация для воспитателей на тему «Создание новой модели взаимодействия между ДОУ и семьей» Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Для этого необходим ряд условий: • Взаимное доверие.

Консультация для воспитателей «Основные показатели развития уровня взаимодействия семьи и ДОО» Главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения – становление личности ребенка. Родители и педагоги – это две мощнейшие.

План взаимодействия с работниками ДОО п вопросам воспитания, обучения, развития детей В детском саду каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение.

Детско-родительский клуб как форма взаимодействия воспитателя и семьи для формирования сенсорного развития дошкольников МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4» Структурное подразделение (Победы, 21).

Социальное партнерство ДОО и семьи — основа развития личности ребенка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №41 «Скворушка» города Невинномысска Из.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями в центре сопровождения ребенка с нарушением зрения и его семьи В работе с родителями так же широко используются всп «Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями в центре сопровождения ребенка.

Взаимодействие семьи и ДОУ в вопросах творческого развития ребенка Для чего уделяется внимание развитию творческих способностей детей? В настоящее время, предъявляются всё более высокие требования к таким.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модели взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка
Опубликовано: 25 августа 2019 в 18:23
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модели взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лоскутова (УИ 1745169) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД