Елена Караваева
Взаимодействие семьи и ДОУ в вопросах творческого развития ребенка
Для чего уделяется внимание развитию творческих способностей детей? В настоящее время, предъявляются всё более высокие требования к таким качествам человека, как способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе. Жизнь становится разнообразнее и сложнее, и требуется от личности не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем.
Публикация «Взаимодействие семьи и ДОУ в вопросах творческого развития ребенка» размещена в разделах
Дошкольное детство! Оно является благоприятным периодом для развития творческих способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них огромное желание познавать окружающий мир. Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка будущей творческой деятельности. Поэтому необходимо совместными усилиями поддерживать и стимулировать развитие у детей творческого начала. Для всестороннего развития творческой личности ребёнка необходимо взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.
Часто родители беспокоятся о развитии речи, памяти малыша, о его мышлении, и совсем забывают про развитие творчества и воображения. Это не так! Развитие творческих способностей должно обязательно идти в ногу со всеми остальными направлениями развития каждого ребенка. Возможно, малыш не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также человеком, который будет способен самостоятельно преодолевать возникшие на его пути трудности и решать задачи.
Родители должны знать и помнить о том, что в 3-4 года малыши могут насочинять такое, что мы, взрослые просто диву даемся – каким образом это вообще можно придумать! Любая фантазия ребенка это скрытое зерно творчества. Не забывайте, что малышу в этом возрасте не хочется воспринимать общепринятое понимание вещей, а наоборот хочется дать волю воображению и творчеству.
На развитие творческих способностей у детей благоприятно влияют различные виды детской деятельности: изобразительная, конструктивная, театрализованная, музыкальная. Но гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Именно, пример родителей, их заинтересованность и участие определяют результативность любого мероприятия.
Взрослым в обязательном порядке стоит научиться играть в детские игры. Не бойтесь стать детьми! Нарушайте иногда существующие правила поведения взрослых, ведь все это во имя ваших же детей. И это не только сблизит вас с ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет своего образа хорошей «здоровой» психотерапией, позволяющей отвлечься, отдохнуть и если хотите, даже снять напряжение или стресс. В обязательном порядке сочиняйте с ребенком сказки, стихи, придумывайте несуществующие растения и животных, т. е. поддерживайте всячески творческую инициативу малыша.
Предложите детям найти признаки сходства и различия, например, стол и стул. Попросите ребёнка спеть, самостоятельно находя то высокие (мяукает маленький котёнок и т. д., то более низкие интонации (рычит медведь). Попробуйте вместе с ребёнком закончить стихотворную фразу : «В гости к нам пришёл сосед» (например, «и принёс нам всем конфет»).
Нарисуйте 4 круга ребенку, и дайте ему возможность пофантазировать. Пусть он их во что-нибудь превратит (дорисует). К примеру, в цветок, солнце, снеговик, воздушный шарик и т. п. Кстати, тоже можно проделать и с остальными геометрическими фигурами.
Не бойтесь давать в руки ребенка ножницы. Взрослые могут нарисовать на цветной бумаге фигуры, а малыш вырежет и сам составит аппликацию по своему замыслу.
Очень полезна для ребенка лепка, ведь она развивает пальчики, и к тому же пробуждает творческие способности детей и позволяет малышу проявить всю его фантазию. Сначала вы будите лепить колечки, шарики, а затем постепенно малышу самому захочется расширить свой спектр умений и он начнет лепить что-то уже более сложное. Важно, чтобы пластилин был мягкий и яркий!
А как же без фломастеров, кисточек, красок, карандашей? И ничего нет страшного в том, если дети испачкаются. Вдруг у вас растет настоящий художник! Изучите с ребёнком цвета, научите его правильно держать кисточку и пользоваться красками и непременно обсуждайте весь процесс, а особенно первые «шедевры» ребенка. И, когда он уже научится многому, то дайте волю его самостоятельности.
Предоставьте возможность малышу пофантазировать: что будет, если вдруг все краски перемешаются: деревья станут синими, солнышко зелёное и так далее.
Необходимо чтобы ребенок пытался найти предметам необычный способ использования. К примеру, карандаш. Им можно не только рисовать, его ещё используют, как указку. Карандашом можно простучать ритмический рисунок и т. д.
Постарайтесь придумать необычный способ использования косынки, мяча, тарелки и других предметов. И самое важное: не бойтесь сами придумывать различные задачки для «всезнающего» детского ума.
Одним из вариантов может быть и это: петушок простудился (съел много мороженого). Как ему помочь?
А можно поиграть в такую игру. Взрослый называет предмет, а малыш должен сказать, как он считает, что в нём плохо и что — хорошо. Например, спички: хорошо, что можно зажечь газовую плиту, плохо, что можно обжечься. Вода: хорошо — можно постирать вещи, помыться, плохо - можно простудиться и заболеть, если искупаться в холодной воде и так далее.
Попробуйте положить какой-нибудь предмет в шкатулку или коробочку и пусть ваш любимый выдумщик угадает, что же там находится, но при этом он может задавать вам сопутствующие вопросы и строить свои догадки.
Предоставьте своим малышам пофантазировать, что если животные начнут говорить человеческим языком?
Как можно чаще читайте детям книги. Книга, как ничто другое, дает определенный полёт фантазии и огромную возможность для воображения, а значит, и способствует развитию творческого потенциала.
Везде, на прогулке, транспорте, дома — в общем, где вы находитесь вместе со своим ребенком обсуждайте, что именно вас окружает и, что происходит вокруг вас. Ваша речь – это самый первый и очень важный урок для ребенка.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский)
Список литературы:
1. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. – М. : Просвещение, 2005. – 190 с.
2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития : Методическое руководство / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – С. 25–26.
3. Настольная книга воспитателя и методиста детского сада: развитие творческих способностей дошкольника/ И. В. Груздова и др. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 376 с.