ольга шувайкина
Модель занятия по художественной литературе «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Воспитатель: Она приходит к нам с тобой,
С конфетой вкусной и игрой.
Когда вдруг что то удалось
Или желание сбылось.
Как вы думаете о каком настроении была загадка? (о радости, о весёлом, о добром).
Давайте подарим хорошее настроение друг другу и нашим гостям.
Улыбнёмся и поздороваемся.
2. Введение в тему. Сообщение темы.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (да)
Много сказок есть на свете,
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть
Проблемно-поисковая ситуация.
Воспитатель: Сегодня у нас последнее итоговое занятие, я предлагаю вам совершить путешествие по сказкам и выполнить задания. Вы согласны? (да). А в этом нам помогут сказочные схемы.
Итак, игра «Эрудит».
На вопросы отвечай, схему забирай.
Ребёнок отвечает на вопрос и берёт схему, садится за стол.
1. Чем отличается сказка от рассказа? ( Ответы детей: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.)
2. Какие бывают сказки? («русские – народные» и «авторские» сказки).
3. Что такое авторская сказка? (где есть свой автор).
4. Какие авторские сказки вы знаете? («Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и т. д.).
5. Почему сказка называется русская, да еще и народная? (автор – народ).
6. Чем отличается рассказ от сказки? (В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.)
7 .Кто выдаёт книги в библиотеке? (библиотекарь).
8. В какой сказке мальчик превратился в козленка? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
9. Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)
10. У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)
11. Какая твоя любимая сказка? (теремок, три медведя).
12. Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве)
13Какими словами заканчиваются? (Стали жить-поживать; вот и сказке конец, а кто слушал — молодец; стали жить долго и счастливо)
14 Чему учат сказки? (Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.)
Основная часть.
Итак, мы с свами отправляемся в путешествие по сказкам. Перед вами лежат схемы, по которым нам нужно проложить путь и выполнить задания. Итак, указательный палец поставьте на картинку со зданием детского сада, ведём палец вправо, затем наверх и влево. Назовите картинку на которой находится палец? (знак вопроса.) Это значит игра «Загадка».
«Отгадай сказку»
1. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
2. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
3. Жила на свете сирота,
Хаврошечкой звалась она.
С работой управлялась ловко,
Ведь помогала ей коровка.
За ней следили три сестры.
Назовите, кто они? (Одноглазка, Двухглазка, Трёхглазка.)
4. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит).
На экране появляются иллюстрации к сказкам.
Игра «Четвёртый - лишний».
Воспитатель: Нужно угадать, какая из четырёх сказок лишняя (3 сказки –авторские, 1- народная)
Молодцы, ребята, с этим заданием справились! Мы с вами двигаемся дальше.
Поставьте указательный палец на картинку знак вопроса, ведём его влево, на верх, влево и вниз. Назовите картинку на которой находится палец?
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
Воспитатель: Давайте вспомним эту сказку. Какая это сказка? (русская народная)
-Что случилось с петушком в этой сказке? (Петушок подавился бобовым зернышком)
-Почему он подавился бобовым зернышком? (Петушок торопился, когда клевал зернышки)
-А кто ему помог? Кто петушка из беды выручил? (Петушку помогла курочка)
-Какими словами можно назвать курочку? Какая она? (Добрая, отзывчивая, заботливая, вежливая)
-К кому курочка обращается за помощью? (Курочка обращается за помощью к хозяюшке, коровушке, хозяину, кузнецу)
-Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? (Все, как могли помогали курочке достать маслица)
Как думаете, чему учит сказка? (Эта сказка учит не торопиться во время еды, нужно помогать другим, выручать из беды).
Молодцы, ребята, хорошо знаете сказку.
А мы продолжаем наше путешествие. Указательный палец ставим на картинку, ведём его влево, наверх, влево, наверх и направо. Картинка «Волшебный мешочек»
Игра «Волшебный мешочек»
В мешке находятся:1. стрела (Царевна-Лягушка,2. Шприц (Доктор –Айболит,3. красная шапочка,4. след от копытца (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка,5. кукла Дюймовочка
Дети из мешка достают предметы, говорят из какой они сказки и ставят их на стол.
Дидактическая игра «Что изменилось»
Воспитатель: Посмотрите внимательно на предметы и запомните, как, они расположены. 1,2,3 глазки сомкни. (в это время воспитатель убирает 1 или 2 предмета). А теперь откройте глаза. Что изменилось? (игра проводится 3 раза). Молодцы ребята!
Продолжаем путешествие. Указательный палец ставим на еартинку, ведём его вверх, на право, вниз, на право и вверх «Физминутка»
А теперь время настало отдохнуть
Физминутка «В сказку нас ведёт дорога»
А мы двигаемся дальше. Ставим указательный палец на картинку, ведём его вверх, на право, вниз и направо. Картинка «Найди автора»
Пальчиковая гимнастика: «Стоит в поле теремок»
Индивидуальная работа «Найди автора»
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданием!
Двигаемся дальше. Указательный палец ставим на картинку, ведём его вниз, налево, вниз и на право. «Обыграй сказку»
«Айболит»
Доктор Айболит просыпается и выходит на лужайку возле дома:
Я добрый доктор Айболит!
Спрошу у вас: «Чего болит?»
Приходи ко мне лечиться
И теленок, и лисица,
Паучок и червячок,
И огромный носорог!
Излечу всех, исцелю,
От болезней сберегу!
Лисица приходит к доктору Айболиту и говорит:
Ах, меня ущипнула оса!
Следом за лисицей появляется собака и произносит:
А меня укусила пчела!
На лужайку выбегает зайчиха и кричит:
А мой зайчик, а мой мальчик
Поскользнулся и упал,
А навстречу ему ехал
Перегруженный трамвай.
Перерезал ему ножки,
Он хромает до сих пор!
Помогите сколько можно,
Ведь мой заинька больной!
Доктор Айболит отвечает на просьбу матери-зайчихи:
Не беда! Приноси своего малыша!
Я приделаю новые ножки,
Чтобы бегал он вновь по дорожке!
Лисица и собака в сопровождении зайчихи-матери выводят на лужайку зайку. Доктор Айболит пришивает ему новые ножки. Зайчик начинает прыгать и смеяться.
Итог занятия
Воспитатель: ребята, вам понравилось наше путешествие? (да)
Какие сказки мы с вами вспомнили? (Петушок и бобовое зёрнышко)
Что вам больше всего понравилось и запомнилось сегодня на занятии? (ответы детей)
Какие герои сказок вам больше нравятся?
Молодцы!