Баталина Кристина
Модель успешной организации познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный тренинг: Модель успешной организации познавательно-исследовательской деятельности.
2 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги!
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является исследование. Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи) и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
Публикация «Модель успешной организации познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
3 слайд
Цель познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления.
4 слайд
Задачи познавательно-исследовательской деятельности :
1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска, учить видеть и выделять проблему эксперимента, формировать у детей умение пользоваться средствами, материалами, приборами-помощниками при проведении экспериментов для самостоятельной деятельности.
3. Развивать коммуникативные способности в процессе исследовательской деятельности.
5 слайд
Выполняя данные условия (комплексность методик и технологий; организация форм в познавательно-исследовательской деятельности; соблюдение ведущих принципов развития дошкольников; составление тематического плана; создание предметно-развивающей среды в группе, модель познавательно-исследовательской деятельности будет успешна.
6 слайд Методы и приёмы
• Эвристический метод
Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?».
• Наблюдение
Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.
• Опыты и эксперименты
Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
• Проектная деятельность
Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.
• ТРИЗ-технологии
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с.
ТРИЗ-технологий – суть технологий в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности». В детском саду ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.
7 слайд Ведущие принципы развития дошкольников
Принцип психологической комфортности - заключается в снятии стрессовых факторов;
Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
8 слайд Составление тематического плана:
Учитывается интеграция образовательных областей;
Учитывается тема недели;
Учитывается возрастные особенности
Задание аудитории: Раскройте формы познавательно-исследовательской деятельности.
9 слайд
Формы в познавательно-исследовательской деятельности :
-сюжетно-ролевая игра;
- рассматривание;
- наблюдение;
-беседа;
- экскурсии;
-конструирование;
- экспериментирование;
-исследовательская деятельность;
- коллекционирование;
-развлечения, викторины, конкурсы.
Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.
Задание аудитории: Какая должна быть ПРС?
10слайд Предметно развивающая среда.
Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе.
ПРС должна быть:
1. Содержательно-насыщенной
2. Трансформируемой
3. Безопасной
4. Вариативной
5. Доступной
11 слайд Заключение: Соблюдая условия модели успешной организации познавательно-исследовательской деятельности, позволит воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным, направляя естественную любознательность дошкольников на развитие исследовательского типа мышления у дошкольников.