Нина Чекмаева
Модель работы по формированию привычки к здоровому образу жизни у детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания - именно сейчас закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры личности должно стать основополагающим принципом ее формирования. Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка дошкольника от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Цель моей работы – воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
• Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.
• Формировать здоровьесберегающие навыки и привычки.
• Побуждать желание к умению сочувствовать, сопереживать чужой боли.
• Воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни.
Реализуя поставленные задачи, строю свою работу с учётом основных принципов воспитания и развития дошкольников.
В своей работе я использую разнообразные методы и приёмы, здоровьесберегающие технологии, которые помогают заинтересовать детей в познании своего организма, в сохранении и укреплении своего здоровья.
Компоненты здорового образа жизни :
-правильное питание;
-рациональная двигательная активность;
-закаливание организма;
-развитие дыхательного аппарата;
-сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Среда, созданная в группе, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника. Созданный в группе спортивный уголок, который включает в себя не только спортивный инвентарь, но и разного рода массажёры, шишки, тренажёры для развития дыхания (коктейльные трубочки, снежинки, пёрышки, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья, дидактические игры, картотеки подвижных игр, считалок, альбом «Виды спорта», книги и иллюстрации, помогает детям снять агрессию, напряжение, негативные эмоции.
У детей проявляется интерес к своему здоровью. Формируются представления о человеке как о живом существе, его организме и здоровье; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека, об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды. Дети узнают, какие продукты полезны для организма, какие витамины содержатся во фруктах и овощах, знакомятся со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе. Для формирования эмоциональной стабильности ребёнка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
На территории детского сада имеются:
- спортивная площадка с необходимым оборудованием, которое позволяет детям удовлетворить потребность в разного рода движениях (катание на велосипедах, санках, ходьба на лыжах, игры в футбол, подвижные игры, метание). Для развития координации движений и двигательной активности детей сделана площадка игр на асфальте.
В ходе каждого занятия я использую динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры и упражнения. Стараюсь, чтобы они вызывали у детей положительные эмоциональные реакции и содержали элементы дидактических игр и двигательные упражнения. Кроме того, материалы таких занятий находят отражение во всех режимных моментах и самостоятельной и совместной деятельности детей.
Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям
Навыки здорового образа жизни закрепляю в :
• дидактических:
• подвижных:
• сюжетно-ролевых играх:
• упражнениях, в повседневной жизни.
Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.
В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» формируется у дошкольников поведение, способствующее здоровому образу жизни, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки белья, ограничения времени просмотра телевизора, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.
Проведение утренней гимнастики и включение в неё дыхательных упражнений создаёт у детей бодрое настроение, не утомляя и одновременно не перевозбуждая их, а также у детей вырабатывается потребность в ежедневном её выполнении. Помимо утренней гимнастики, проводимой в традиционной форме, я провожу её в форме «полосы препятствий», оздоровительной пробежки, музыкально-ритмических движений (совместно с музыкальным руководителем).
Ещё одной формой приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима, которую я ежедневно использую в работе с детьми, является гимнастика после дневного сна. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Обычно я начинаю этот вид гимнастики таким образом : дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, которая вызывает приятные положительные эмоции. Предлагаю упражнения из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя, стоя. После этих упражнений дети проходят по массажным дорожкам, выполняя корригирующие упражнения в разном темпе. Такой вид двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость.
Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании. Для улучшения здоровья детей и повышения сопротивляемости детского организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды осуществляю закаливание воздухом и водой:
- утреннее умывание;
- мытье рук перед едой;
- полоскание полости рта;
- мытье ног перед сном (в теплое время года);
- босохождение;
- облегченная форма одежды;
- сон при открытых форточках в теплый период года;
- воздушносолнечные ванны;
- проветривание помещений.
Наиболее благоприятное время для закаливающих процедур, подвижных игр и физических упражнений – это прогулка.
Основной организованной формой двигательной активности является занятие по физической культуре. Формы проведения занятий самые разнообразные : игровые, сюжетные, обычного типа. Любое занятие должно доставлять радость ребёнку, пробуждать интерес и развивать творческую активность, формировать двигательные умения и навыки, удовлетворять естественную потребность в движении. Для реализации этих задач, я считаю, важен характер общения детей со сверстниками и взрослыми.
Одним из факторов, способствующих уменьшению напряжённости детей, является музыка. Она повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма во вводной части и во время выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости. Взаимодействуя с музыкальным руководителем, проводятся музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения.
Содержание и характер решения задач по формированию здорового образа жизни зависят от ценностей всей семьи, эрудиции в вопросах здоровья, понимания родителями ответственности перед детьми за качество их здоровья. Ведь семья является моделью для своего ребёнка. Поэтому для более эффективной совместной работы с родителями по воспитанию здорового и развитого ребё нка провожу: анкетирование: родительские собрания : беседы, консультации; конкурсы, практические семинары; семейные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»; дни открытых дверей.
Результаты диагностики показывают, что у детей появился интерес к здоровому образу жизни, формируются здоровьесберегающие навыки и привычки, дети проявляют сочувствие и сопереживание к чужой боли, реже болеют простудными заболеваниями.
Повысилась заинтересованность родителей в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Они охотно взаимодействуют с педагогами по формированию основ здорового образа жизни.
Проблему сохранения и укрепления здоровья детей считаю актуальной, планирую и в дальнейшем использовать эффективные формы работы с детьми, активно взаимодействуя с родителями, руководителем физического воспитания, музыкальным руководителем и медицинскими работниками.