Екатерина Машина
Формирование привычки к здоровому образу жизни с учетом интегрированного подхода у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Публикация «Формирование привычки к здоровому образу жизни с учетом интегрированного подхода у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Старшая группа
- Темочки
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни и здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются его педагоги.
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• занятия физкультурой, прогулки;
• рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;
• бережное отношение к окружающей среде, к природе
• медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
• формирование понятия "не вреди себе сам".
В нашей группе созданы благоприятные условия для эмоционально – комфортного пребывания детей, воспитания у них привычки к здоровому образу жизни.
Ежедневно мы проводим утреннюю гимнастику, которая вызывает у детей положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, воспитывает внимание, целеустремленность, дает высокий оздоровительный эффект. На занятиях, требующих от детей умственной напряженности, проводим физкультминутки, целью которых является предупреждение утомления детей, восстановления умственной работоспособности, активизация мышления, создания положительных эмоций и повышения интереса к занятиям.
Занятия по физической культуре и плаванию, проводимые специалистами, способствуют общему оздоровлению детей, развитию у них выносливости, физических качеств, двигательных и плавательных умений, основных видов движений; воспитывают у детей такие нравственно – волевые качества, как выдержка, целеустремленность, взаимопомощь, самоконтроль, инициативность, самостоятельность, произвольность поведения.
Ежедневно, по мере пробуждения детей, мы проводим гимнастику пробуждения в сочетании с контрастными воздушными ваннами. Она помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки стопы.
Развитию физических качеств и двигательных умений воспитанников способствуют физкультурные досуги, различные эстафеты.
Особое внимание мы стараемся уделять организации самостоятельной двигательной активности детей, так как это способствует укреплению здоровья воспитанников, улучшению их физического развития. В нашем физкультурном центре имеется разнообразное физкультурное оборудование для развития основных видов движений (ленточки, султанчики, флажки, жгутики и др.). большой интерес у воспитанников вызывают игры с нестандартным физкультурным оборудованием: «Поймай бабочку», «Допрыгни до стрекозы», «Набрось кольцо» и др.
Организуя самостоятельную двигательную деятельность детей, мы, в первую очередь, обеспечиваем им достаточное место для движений, необходимое количество разнообразных пособий, а для поддержания интереса – их сменяемость.
Для того, чтобы дети были активны в самостоятельной двигательной активности мы своевременно изучаем круг интересов детей, оказываем им помощь – подсказываем, советуем, подбадриваем, вселяем уверенность, а у более развитых детей воспитываем инициативу, самостоятельность, умение правильно оценивать свои успехи; мы проявляем заинтересованность в разных видах движений детей, создаем доброжелательную атмосферу в группе, участвуем в играх и упражнениях вместе с детьми, стараемся сделать физкультуру занимательной, привлекательной. С этой целью насыщаем жизнь наших воспитанников проблемными ситуациями, в которых необходимо самостоятельно применить освоенные движения, решать с помощью движений различные задачи, тем самым побуждаем ребенка встать в позицию субъекта познания. Проблемную ситуацию конструируем таким образом, чтобы ребенок сам поставить цель деятельности, выбрать нужные предметы, самостоятельно получить результат, например:
- Как по разному можно пройти по дорожке (на носках, боком, пробежать (быстро, медленно, меняя направление, пропрыгать (на одной или двух ногах, прямо и боком?
- Как можно бегать, не сбивая предметы, расположенные в группе.
Особое внимание мы уделяем интеграции оздоровительной деятельности в образовательную с этой целью активно внедряем здоровьесберегающую технологию В. Т. Кудрявцева и Б. Б. Егорова.
На познавательных занятиях продолжаем знакомить детей с понятием «витамины». Даем детям в руки натуральные овощи и фрукты, для исследования их всеми сенсорными способами (нюх, форму, вкус). А также проводим игры: «Узнай по описанию», «Узнай по вкусу» и др.
В процессе работы по формированию у детей здорового образа жизни, особое внимание уделяем валеологическому просвещению дошкольников. С этой целью проводим познавательные беседы с детьми на темы: «Откуда берутся болезни?», «Будь осторожен дома», «Когда тебе грозит опасность» и др. (Л. Ф. Тихомирова); «Основные части тела человека: голова, туловище, руки, ноги, глаза, нос и т. д.», «Как нам помогают глаза?», «Кожа – главная одежда человека», «Я иду в гости», «Правила поведения и общения», «Правила личной гигиены», «Полезные и вредные привычки», «Как сохранить здоровье глаз?» «Где живут витамины?» и другие.
На занятиях по ОБЖ, продолжаем знакомить детей с понятием «Улица», «Дорога». Проводим по этому поводу беседы и рассматриваем иллюстрации: «безопасность в доме», «правила личной безопасности», «Если ты попал в беду», «Дорожная азбука», «Азбука безопасности».
Организация питания требует от нас выбора эффективных приемов работы с детьми, учета индивидуальных особенностей воспитанников, знания психологических аспектов организации питания и правил этикета. Изучение методического пособия «Ребенок за столом», автор В. Г. Алямовская, помогло нам в работе по формированию у детей культурно – гигиенических навыков, элементарных знаний гостевого этикета, а также в педагогическом просвещении родителей. С целью уточнения и расширения знаний детей об овощах, фруктах, их характерном виде, цвете, условиях произрастания, способах заготовки, употребления в разных блюдах, степени полезности для организма организуем с детьми дидактические игры и упражнения: «Вершки - корешки», «Осенняя ярмарка», «Мы считаем», «Что едят в сыром виде, а что в вареном?», «Что растет в саду, огороде?», «Найди по описанию», «Угадай - ка», «Кто больше назовет блюд?», «Назови цвет фруктов». Данные игры способствуют развитию у детей познавательного интереса, внимания речи, умений классифицировать, сравнивать, группировать и обобщать, формируют представления о полезности овощей, фруктов, ягод для человека.
Обеспечению психологического комфорта детей в нашей группе способствует: внимательное, заботливое отношение к детским вопросам и проблемам, готовность обсуждать их с детьми «на равных» - это укрепляет доверие детей к нам, взрослым. Мы способствуем формированию у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, развиваем умение понимать эмоциональные состояния друг друга, симпатию, чувство сопереживания, учим разрешать конфликтные ситуации. Мы стараемся сделать жизнь детей в детском саду интересной и содержательной, с этой целью используем широкие возможности игровой деятельности: организуем сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные игры.
Таким образом, проводимая с детьми работа по формированию здорового образа жизни дала следующие положительные результаты: дошкольники умеют уверенно и активно выполнять основные элементы техники движений (ОРУ, ОВД, спортивные упражнения, уменьшилось число малоподвижных детей, возросла самостоятельность в двигательной деятельности, содержание самостоятельной деятельности детей стало более разнообразным и интересным; дети самостоятельны в самообслуживании, владеют необходимыми культурно – гигиеническими навыками; в игах – активны, положительно относятся к новым упражнениям, интересуются своей внешностью, внутренним состоянием своего организма, дружелюбны, общительны, открыты, с желанием идут в детский сад.
Организуя работу с родителями, мы содействуем формированию потребности семьи в здоровом образе жизни и личного примера в сохранении и укрепления здоровья детей. С этой целью проводим индивидуальные и групповые консультации о значении соблюдения режима дня и необходимостисти подвижного образа жизни, об особенностях рационального питания детей, формирования культурно – гигиенических навыков, некоторых правилах этикета, закаливании и т. д. Ежедневно вечером рассказываем родителям о том, как интересно и содержательно прошел день в детском саду, что нового и полезного узнали дети.
В перспективе, работа по валеологическому просвещению дошкольников, формированию у детей основ здорового образ жизни нами будет продолжена.