Галина Бондар
Модель предметно-развивающей среды старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Модель предметно-развивающей среды
В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Интерьер группы отличается индивидуальностью и творческим подходом к его организации. При формировании предметно-развивающей среды в группе я основывалась на создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Пополнение происходит в соответствии с принципами построения ФГОС, программными задачами и комплексно-тематическим планированием ДОУ. Развивающая среда групп соответствует нормам СанПИН и нормам безопасности.
Публикация «Модель предметно-развивающей среды старшей группы» размещена в разделах
Групповое помещение условно подразделено на центры, что позволяет использовать помещение группы наилучшим образом.
Модель развивающей среды в старшей группе создавалась с учётом следующих принципов:
1. Принцип дистанции
2. Принцип активности
3. Принцип индивидуальности и эмоционального благополучия
4. Принцип эстетической организации
Работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; выставочный уголок детского творчества «Разноцветная радуга», стенд «Здоровейка» с советами докторов, меню, объявления для родителей.
Центр книги
Целью Центра книги является развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы.
В этом центре находятся :
• Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме
• Сюжетные картинки
• Схемы для заучивания стихотворений
Все книги, иллюстрации и материалы обновляются 1 – 2 раза в месяц.
Выставляются портреты писателей.
«Центр творчества»
Центр творчества размещен рядом с окном, чтобы стол был достаточно освещен.
Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.
Центр творчества помогает детям проявить творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами.
Здесь имеются цветные и восковые мелки, акварельные и гуашевые краски, ножницы, клей, фломастеры и цветные карандаши, пластилин и цветная бумага и картон, а также кисти, стеки, трафареты и шаблоны. Разнообразие материалов для продуктивной деятельности дошкольников способствуют проживанию, преобразованию познавательного опыта в продуктивной деятельности, развитие творчества.
Центр «ПДД»
Центр способствует расширению познавательного опыта по ПДД, его использование в повседневной деятельности. Использование настольно-печатных игр позволяет более углубленно изучать правила дорожного движения. Для осуществления замысла дети используют в игре предметы- заменители, что позволяет им развивать воображение.
В комплектование центра входят: наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; Настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, имеются игрушечный легковой и грузовой транспорт: грузовики, скорая помощь; игрушки – фигурки людей, дома, деревья); настольные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, фуражка).
Центр природы
Цель данного центра — средствами центра природы в ДОУ осуществлять экологическое воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников. Оснащен календарем природы, комнатными цветами, набором животных, дерево «времена года», книги о природе и животных, картотекой природных явлений, дидактическими играми по экологическому воспитанию.
Подобран наглядный материал (альбомы по темам: изображения природы в разные времена года, дикие и домашние животные, птицы, насекомые в в в в природе, растения.
Уголок дежурства
Театральный уголок
Здесь расположены разнообразные виды театров: пальчиковый, настольный, варежковый, ложковый, театр на магнитах, на фланелеграфе, куклы би-ба-бо, ширма, костюмы для персонажей, маски, и многие другие атрибуты и театральный реквизит. Театрализованные игры раскрепощают детей, учат говорить, выражать свои мысли, общаться, дружить, перевоплошаться, выражать эмоции.
Центр физического развития.
С целью активизации двигательной активности дошкольников создан центр физического развития, в котором есть тренажеры,, мячи, кегли, скакалки и обручи, нетрадиционное физкультурное оборудование, шведская стенка. Для оздоровительных мероприятий - для профилактики плоскостопия различные массажные дорожки.
Центр сюжетно – ролевых игр:
В игровом центре дети могут конструировать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем. Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровой центр оснащен уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными. Для девочек утюги, куклы, пупсы,кроватка, коляски,кухня; для мальчиков – наборы машинок, военной техники, строительный материал.
Салон красотыДля девочек «Салон красоты», который оформлен для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская». Имеются принадлежности для парикмахера, игровые предметы: фены, шампуни, крема, бигуди, накидки для клиентов и т. д. Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Магазин
Здесь происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, путем решения проблемных ситуаций через игровую деятельность.
Поликлиника
оснащена детскими халатами, медицинскими масками, шапочками, чемоданом для «медикаментов», детским плакатом для проверки зрения, стетоскопами и прочим медицинским материалом.
Во время игры, под руководством воспитателя, у детей формируются основы здорового образа жизни, закрепляются знания о значении витаминов в жизни человека и понимание того, для чего человеку необходимо употреблять в пищу овощи и фрукты; как необходимо вести себя во время болезни.
Музыкальный центр «Домисолька» служит для самостоятельных игр на музыкальных инструментах, во время которых у детей развивается музыкальный слух, творческие способности. Он состоит из: гитары, синтезатора, барабана и различных шумовых инструментов
Центр конструктивной деятельности состоит из:
-Крупного строительного конструктора;
-Среднего строительного конструктора;
-Конструктора «Лего»
-Игровых наборов (транспорт и строительные машины; фигурки животных, людей).
-Мозаики, игрушечный транспорт средний и крупный.
Машины грузовые и легковые, военные.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.
Центр экспериментирования
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Оборудован емкостями разного размера, мерными кружками, песочными часами, лупой, лейкой, формочками, трубочками, сухим спиртом, предметами из разных материалов. Есть контейнеры с опилками, камешками, песком, водой, мукой, сахаром, солью, ракушками, содой; картотека опытов,.
Центр патриотического воспитания
Целью патриотического воспитания является формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Очень важным моментом в реализации воспитательных задач является формирование у ребенка позиции юного гражданина и патриота. Патриотическое отношение к своей стране создает у ребенка чувство социальной ответственности и бережного отношения к труду, мотивирует на личностный и интеллектуальный рост.
На стенде размещена карта Крыма, российский флаг и символика, кукла в национальной одежде, картинки на историческую тему.
Спальня
Зачастую ребенку сложно отключиться от потока полученной информации и быстро заснуть в период тихого часа. Поэтому создан дизайн спальни, который формирует уютную атмосферу, помогает расслабиться и быстро уснуть.
Таким образом, целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.