Наталья Мардаровская
Содержание предметно-развивающей среды в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание предметно-развивающей среды в старшей группе
В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды.
Публикация «Содержание предметно-развивающей среды в старшей группе» размещена в разделах
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.
Предметно-развивающая среда в старшей группе организована таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться в группы по интересам в географической зоне, зоне изобразительной деятельности и строительно-конструктивной зоне, в природной зоне и литературной зоне, в зоне развивающих игр и зоне сюжетно-ролевых игр, а так же в учебной зоне.
Игра в старшем дошкольном возрасте является любимым видом деятельности, и возможности участия детей в разнообразной игровой деятельности расширяются. Поэтому предметно-игровая среда поделена на три разные зоны: зона развивающих игр, зона сюжетно-ролевых игр и зона строительно-конструктивных игр.
1. Зона сюжетно-ролевых игр представлена :
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»
Игра отличается от игры в магазин тем, что она адаптирована к современным условиям. Многие дети посещали с родителями супермаркет и имеют реальные представления о магазинах такого плана. В нашем супермаркете выделено несколько отделов: от «молочного» до отдела «бытовая химия».
Играя, дети учатся классифицировать, выделять часть из целого. Эта игра способствует тому, что дети, полученный в процессе игры опыт могут воспроизвести в жизнь и, наоборот, обогащают игровой сюжет полученными в жизни знаниями, а так же, дети знакомятся с профессией продавца-кассира.
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»
Основная цель этой игры: воспитывать у детей привычку следить за опрятностью своего внешнего вида, своей причёски. Научить девочек делать не сложные причёски для кукол и подруг, используя резинки, заколки, ленты. А так же приобщить детей к специфике современных профессий (визажист, косметолог и др.). Салон носит знакомое и близкое всем девочкам название – «Маленькая фея».
Сюжетно-ролевая игра «Журналисты»
Играя в эту игру, дети знакомятся с этапами появления газетной статьи, от интервью, в процессе которого у детей развивается связная диалогическая речь, коммуникативные навыки, до появления этой статьи на листе бумаги. Условно набирая текст, дети знакомятся с профессией – машинистка. Эта игра способствует развитию любознательности (ребёнок узнаёт новое и интересное и с удовольствием рассказывает об этом окружающим).
Сюжетно-ролевая игра «Салон сотовой связи»
Современная игра для современных детей. Сотовый телефон стал неотъемлемой частью жизни современного человека – взрослого и, даже, ребёнка. Многие дети уже в начальной школе пользуются собственными сотовыми телефонами. Дети-дошкольники, играя в игру «Салон сотовой связи», знакомятся с разными моделями сотовых телефонов. Разбираются в таких понятиях как модель, сотовая сеть Мегафон, МТС, Билайн. Дети выносят полученные знания в повседневную жизнь.
Сюжетно-ролевая игра «Медсанчасть»
В данной игре прослеживается взаимосвязь в работе аптекаря-фармацевта, врача и медсестры-работника регистратуры. В процессе игры дети получают знания необходимые в повседневной жизни. Учатся оказанию первой медицинской помощи. Эта игра предусматривает множество ролей.
Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Игра знакомит дошкольников с профессией – почтальон, с трудом и результатом труда почтальона. В процессе игры дети оперируют такими понятиями как: телеграмма, бандероль, посылка, конверт, письмо, открытка.
2. Строительно-конструктивная зона
Важная роль в старшем дошкольном возрасте отводится конструктивной деятельности, поэтому в зону включены конструкторы строительные наборы из разного материала (пластик, дерево, металл, напольные и настольные, различные по размеру и способам крепления деталей, тетради для зарисовки схем, созданных детьми конструкций, мозаика разных размеров, а так же, материал для творческого конструирования, который представлен в виде клуба «Рукодельница». Цель: Занимаясь в клубе, у детей развивается образное мышление, мелкая моторика, эстетический вкус, воспитывается аккуратность. Дети учатся бережно относиться к используемому материалу и готовым изделиям, которыми девочки могут потом украсить себя. Эта игра способствует, так же, формированию эстетической оценки.
3. Зона развивающих игр
В этой зоне представлены игры на развитие образного и логического мышления, математических способностей, восприятия, зрительного внимания, мелкой моторики. Игры в этой зоне поделены на разделы. Каждый раздел имеет табличку с соответствующим содержанию названием (лото, Настольно-печатные игры, пазлы, мозаики, что для старших дошкольников несёт развивающую направленность.
4. Литературная зона
Роль книги как источника знаний в старшем дошкольном возрасте велика.
Поэтому в литературной зоне наряду с художественной литературой представлена справочная, познавательная литература, энциклопедии для дошкольников. Литературная зона оформлена в виде библиотеки. Название выбранной книги вносится ребёнком в его индивидуальную библиотечную карточку. В литературной зоне дети учатся находить ответы на интересующие их вопросы, знакомятся с книжными новинками, учатся выбирать книгу и правильно пользоваться ею. Литература систематизирована в соответствии предложенными программой схемами. На стенде «информация» оформляются выставки на актуальные темы: «Мороз Иванович», «Рябины России», «Наш земляк – Л. Н. Толстой» и т. п.
5. Научно-познавательная зона
Цель: привить интерес к познавательной деятельности. Наполняемость зоны варьируется. Сейчас она представлена в виде географического уголка. Она может быть представлена в виде уголка биологии, научно-исследовательского центра, дизайнерской студии, Которая в нашей группе носит название «модельное агентство «Зималетто». В географическом уголке дети работают с атласом, контурными картами, путешествуют по материкам и странам, получают элементарные географические знания.
6. Художественно-эстетическая зона или зона релаксации
Здесь дети могут отдохнуть от занятий и повседневной суеты, посидеть у камина, поговорить о личном. Главная стена этой зоны художественно оформляется репродукциями известных художников, рисунками детей, тематика которых меняется.
7. Зона изобразительной деятельности
Основная цель: поддержание интереса у детей к занятиям изобразительной деятельностью, аппликацией, оригами, лепке. В этой зоне дети всегда найдут себе занятие по интересу. Дети работают с бумагой и ножницами, карандашами, фломастерами и красками, пластилином и природным материалом. Работа в уголке изобразительной деятельности способствует развитию у детей способности работать руками, развитию пространственного воображения, развитию творческих способностей, мелкой моторики.
8. Уголок природы
Цель создания уголка природы: воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, чувства ответственности и заботы о живых существах. Всё это рождает в детях не только интерес к природе, но и способствует формированию таких черт характера, как трудолюбие, дисциплинированность, милосердие. Для закрепления названий растений и условия их содержания каждый цветочный горшок оборудован специальной табличкой с названием растения и знаками-символами – условными обозначениями особенностей ухода.
9. Научная лаборатория
В этой зоне проводятся опыты. Здесь дети впервые знакомятся с элементарной химией и физикой. Исследуют различные состояния веществ, их взаимодействие друг с другом. У детей развивается познавательный интерес.
10. Оценочная зона
В этой зоне выделено два центра:
Центр «Звёздная доска»
Здесь педагог отмечает успех ребёнка, в том или ином виде деятельности, награждая его звёздочкой, которая будет висеть напротив фотографии ребёнка до конца недели, в конце месяца подводится итог и награждается победитель. Этот центр способствует созданию у детей мотивации для хорошего поведения, успешной работе на занятиях, к совершению добрых дел и т. п.
Центр «Наше настроение»
Дети оценивают своё настроение и отмечают его в специально оформленном для этого месте. Ребё нок сам решает какое у него в данный момент настроение: радостное (солнышко, печальное (солнышко прячется за тучку, или грустное и хочется плакать (тучка и дождик). В течение дня настроение может меняться, и ребёнок отмечает это. В отличии от «звёздной доски», здесь ребёнок соотносит себя не со своей фотографией, а со своей буквой (каждому ребёнку присвоена своя буква, это тоже имеет развивающую направленность – дети запоминают буквы, их графическое изображение и фонематическое звучание.