Александра Якимова
«Модель построения предметно-пространственной среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Модель построения предметно-пространственной среды включает три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени.
К наполнению развивающей среды относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.
Публикация «„Модель построения предметно-пространственной среды“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2016
Пространственная организация. В спальной комнате предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели по мере необходимости с помощью применения раздвижной перегородки-ширмы, выдвижными ящиками на колесах, которые наполнены конструктором различной конфигурации такие как: «Крупный», «Дорога», «Замок». Здесь же легко доступны и передвигаются самими детьми, пространствообразующие материалы, в центре строительства, находятся яркие мягкие модули; палатка для уединения на одного ребенка, в уголке уединения и релаксации - место для временного уединения дошкольника, здесь он может подумать, помечтать; палатка - «Автобус» для проведения сюжетно-ролевой игры. Все перечисленное по необходимости используется и легко трансформируется детьми в игровую комнату группы.
В группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет создан индивидуальный комфорт для каждого ребенка, обеспечено личное пространство: детская кроватка, шкафчик, стол, стул.
В зоне обучения много света, свет падает с левой стороны, в ней располагаются детские столы, стулья, доска для демонстрирования, мольберт, телевизор, магнитофон.
Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиН. Доска находится на уровне глаз детей.
Создавая развивающую среду в группе, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности наших детей. Столы в учебной зоне легко регулируются. Каждый стол, стул промаркирован яркими геометрическими фигурами.
В учебной зоне размещены: центр творчества, мастерская, уголок природы, книжный уголок, уголок сенсомоторного развития, центр экспериментирования, уголок музыкального развития, а также патриотический уголок.
В центре творчества дети обычно проводят много времени, здесь они и рисуют, и создают поделки из пластилина, выполняют аппликации и много другое. Работы детей мы размещаем в группе на доске с помощью магнитов, а также в раздевалке. Поделки из пластилина размещаются на специальной подставке в форме лесенки в раздевалке.
В учебной зоны находится мастерская, здесь располагаются материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру, хранится в специальных пластмассовых контейнерах. Дети используют для обыгрывания готовых построек наборы разных мелких игрушек: животные и многие другие.
В мастерской для изготовления поделок помещён природный материал, который мы накапливаем с участием родителей. Он хранится в специальных ёмкостях и контейнерах.
Уголок природы расположен рядом с центром творчества. Здесь мы наблюдаем за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними. В уголке природы помещены краеведческие материалы (гербарии растений, типичных для Нижневартовского района.
В рамках второй годовой задачи нашего образовательного учреждения: «Реализация национально-регионального компонента посредством его интеграции в разделы ООП», - в группе общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет был создан мини-музей.
Положительных результатов, возможно, достичь не только в процессе образовательной деятельности, но и при проведении целенаправленной дополнительной работы с детьми и совместной деятельности с родителями. Цель работы: выстроить систему работы с учетом сложившихся социокультурных условий, более широко использовать историко – художественный потенциал ХМАО-Югры, исторические, эстетические представления ребенка на основе широкого приобщения к культурному наследию родной земли, народным традициям и самобытной культуре родного края. В группе при активном участии родителей и нами был создан мини-музей, в котором представлена местная флора, фауна, жизнь и быт коренного населения народов ханты. На фото представлены три времени года в ХМАО-Югре: зима, весна, лето.
Здесь же расположен центр исследовательской деятельности, где мы проводим различные опыты, развиваем мышление у наших детей, любознательность, а также познавательную активность.
В группе для обеспечения создан уголок сенсомоторного развития, предназначенный для развития мелкой моторики пальцев, рук, тактильных ощущений. Здесь дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать ленточки, шнурки, нанизывать бусы и др.
Для развития мышления, развития мелкой моторики в учебной зоне также находятся настольные игры, лото, пазлы, мозаика, мелкие кубики по мотивам русских народных сказок.
Книжный уголок представляет собой полочку для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям, располагается рядом с центром творчества, чтобы дети могли лучше рассматривать книги и зарисовывать любимых героев.
Материал в книжном уголке обновляются еженедельно по лексическим темам согласно календарному планированию.
Также имеется в учебной зоне место, где мы разместили материалы по окружающему миру, математике, развитию речи, наборы дидактических игр, картотеки стихов и загадок, подготовленных схем для пересказа и др.
Уголок музыкального развития знакомит детей с музыкальными инструментами и способствует формированию интереса к музыке. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах: дудочке, барабане, гитаре, пианино, металлофоне ксилофоне, бубне, саксофоне. В нашей группе имеются кассеты с детскими песнями, со звуками леса, моря, с различными сказками.
Патриотический уголок располагается в учебной зоне, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашего города Мегиона, Ханты-мансийского автономного округа, нашей страны.
Изменение во времени. В процессе проектирования построения предметно-пространственной среды продуманны варианты ее изменения:
• времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение всего образовательного года);
• освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);
• стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности).
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды с учётом возраста воспитанников.
Предметно-развивающая среда в группе организована с учетом возможности для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Предусмотрено гибкое зонирование среды с учетом детских интересов и индивидуальных потребностей.
Строго соблюдается требование безопасности предметно-пространственной среды для жизни и здоровья детей: детская мебель, игровой и дидактический материал соответствуют возрастным особенностям и действующим санитарно-гигиеническим правилам и нормативам.
Приём детей осуществляется в раздевалке группы, здесь находятся индивидуальные промаркированные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация, консультации и советы родителям; специальная подставка в форме лесенки для работ из пластилина, пластиковый контейнер для рисунков.
Уголок физического развития находится в спальной комнате. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх как в группе, так и на улице, индивидуальной двигательной деятельности, а также в свободной деятельности детей.
Каждая зона окрашена в разную цветовую гамму, что позволяет создавать положительный эмоциональный настрой детей. Спальня выдержана в светло-фиолетовой гамме, что способствует приятному отдыху и спокойному сну детей. На одной из стен в спальной комнате находятся объемные картинки с облаками, месяцем и звездами.
Игровая зона находится в левой части группы. Здесь дети создают условия для творческой деятельности, развивают фантазию, формируют игровые умения, реализовывают свои игровые замыслы, воспитывают дружеские взаимоотношения между собой.
В центре игровой зоны на полу находится ковёр – это место сбора детей.
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, посудой, игрушечными дикими и домашними животными и другими игрушками.
Развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек, разделяется на две зоны: игровая комната – для девочек, спальная комната – для мальчиков. Например, для девочек есть швейная машинка, утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол; для мальчиков – конструкторы пластмассовые для строительства.
В игровой зоне также располагается уголок ряжения, в спальной комнате находится - театр, способствующий стимулировать творческие замыслы детей, их индивидуальные творческие проявления.
В бытовой зоне располагается уголок дежурства. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, нами создана картотека условных обозначений геометрическими фигурами, как на столах так и на стульях детей. У дежурных есть специально пошитая одежда для дежурства: колпачок и фартук.
Все игрушки игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого в группе имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики.
Для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости, эмоционально-волевой сферы и определения настроения каждого ребёнка в нашей группе имеются шесть масок-эмоций разного настроения. Каждый ребенок в течение дня может менять свой выбор масок-эмоций, которые соответствуют их настроению в данный момент. Планируется сделать дерево эмоций с фотографиями детей, где дети по - своему настроению будут выбирать соответствующую эмоцию, закреплять ее на дереве с помощью прищепок.
Мы постарались оформить информативно развивающую среду богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием информационного и дидактического материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному замыслу и решению, что обеспечивает содержательное общение взрослых и детей в группе.