Любовь Вымолова
Модель образовательной программы по формированию педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе
▼ Скачать + Заказать документы
В современной науке широко изучается готовность к школе ребенка, этому посвящено много исследований. Например, работы Айзмана Р. И., Венгера Л. А., Волкова Б. С., Гуткиной Н. И., Эльконина Д. Б. и др. Однако мы считаем, что сегодня нужно говорить о готовности семьи к началу регулярной образовательной деятельности ребенка. В таком контексте проектирование программы по подготовке родителей к обучению их детей к школе приобретает особое значение. Неготовность родителей к обучению их детей к школе является, на наш взгляд, более серьезным фактором в обучении, чем неготовность самих детей, так как все усилия педагогов могут сойти на нет, из-за отсутствия поддержки семьи, либо неадекватных установок родителей. Специальных исследований, посвященных подготовке родителей, недостаточно. Это и обусловило выбор темы нашего исследования: «Формирование педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе».
Публикация «Модель образовательной программы по формированию педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе» размещена в разделах
Объект исследования: процесс подготовки ребёнка к школе.
Предмет исследования: условия формирования педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе.
Цель исследования: разработать программу формирования педагогической готовности родителей к обучению их ребенка к школе и апробировать её на практике.
Гипотеза исследования: процесс педагогической подготовки родителей к обучению их детей в школе будет осуществляться более эффективно при следующих условиях:
- если будет определен уровень педагогической готовности родителей к обучению их детей в школе;
- если педагоги образовательного учреждения будут учитывать проблемы, возникающие у детей и их родителей в процессе образовательной деятельности ребенка;
- если подготовка родителей будет осуществляться по специальной программе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные работы, изучающие процесс подготовки ребёнка к школе и роль семьи в образовании и развитии ребёнка. Это работы Айзман Р. И., Венгера Л. А., Волкова Б. С., Гуткиной Н. И., Жаровой Г. Н., Каменской В. Г., Марцинковской Т. Д., Эльконина Д. Б. и других по подготовке ребенка к школе. А также работы Гаспаряна Ю. Л., Зверевой О. Л., Лунькова А. И., Фримена Д., Хоменко И. А., Целуйко В. М. и других по вопросам влияния родителей на образование детей.
Основным понятием в работе является термин «готовность» и его взаимосвязь с таким понятием как готовность к школьному обучению. В научной литературе одним из показателей развития и становления личности, который определяется как свойство личности и носит многоплановый, динамический характер, является готовность. Понятие готовности неоднозначно. В научной литературе понятие «готовность» определяется как: наличие способности (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, как качество личности (К. К. Платонов, как временное ситуативное состояние (А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, как психическое состояние (Н. Д. Левитов, как отношение (А. В. Веденов, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, как сложное интегральное качество личности (В. И. Ширинскнй, как состояние или свойство готового (В. Даль).
В психолого-педагогической литературе чаще встречаются два подхода к пониманию сущности понятия «готовность». Первый предполагает оценку состояния готовности как определенного функционального состояния (Н. В. Запорожец, Е. П. Ильин, Н. Д. Левитов, В. С. Нерсесян, А. В. Петровский, А. И. Щербаков и др.).
Сторонники другого подхода интерпретируют готовность как подготовленность к деятельности. (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Крутецкий, И. С. Марьенко, А. Ц. Пуни, В. И. Соколов и др.).
М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Крутецкий и другие исследователи под подготовленностью понимают устойчивую характеристику личности в деятельности, целостный комплекс, включающий в себя мотивационные, интеллектуальные, эмоциональные и другие переменные, адекватные требованиям содержания и условий деятельности [1].
Анализируя проблемы родителей, педагогов и детей на этапе поступления ребенка в школу, И. А. Хоменко определила 4 составляющие готовности родителей к обучению их детей в школе :
1. Психологическую
2. Материальную
3. Социально-юридическую
4. и педагогическую готовность родителей [3].
В нашем исследовании педагогическую готовность родителей к обучению их ребенка в школе мы отождествляем с готовностью личности к деятельности.
Современный подход определяет результативность деятельности по совокупному набору компетенций.
В электронном словаре по экономике и финансам понятие «Компетенция» трактуется как - единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью [2].
Т. О., под готовностью родителей к обучению их детей в школе мы понимаем совокупность компетенций родителей по проектированию и реализации образовательного маршрута ребенка без ущерба для его развития.
Анализ теоретических источников позволил нам сформулировать рабочее определение понятия «Педагогическая готовность родителей».
Педагогическая готовность родителей к обучению их ребенка в школе - это совокупность компетенций родителя для осуществления деятельности по педагогическому сопровождению ребенка в образовательном процессе.
С целью определения ресурсной базы современной педагогической практики по подготовке родителей к обучению их детей к школе нами было проанализировано более 40 книг, ориентированных на подготовку детей к школе.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что чаще всего в пособиях предлагается развивать психологические процессы, такие память, воображение, мышление и др. Меньше затрагиваются вопросы социализации, мотивационной готовности.
В качестве основных способов подготовки ребенка к школе авторы предлагают развивающие игры, разнообразные упражнения на отработку умений.
Анализ методик, предложенных в книгах, ориентированных на подготовку детей к школе, показал, что ни в одной из них не затрагивается исследование родителей как субъектов подготовки ребенка к школьному обучению. В лучшем случае им предлагается самостоятельно «продиагностировать» ребенка, в то время как личность самих родителей оказывается малоисследованной.
Затем мы провели дистанционное интервью 16 образовательных учреждений (детские сады-школы и начальные школы-детские сады) разных районов города Санкт-Петербурга, с целью узнать, ведется ли в образовательных учреждениях данного типа, подготовка родителей к обучению их детей в школе. Оказалось, что из 16 районов в 4-х работа по подготовке родителей к обучению их ребенка в школе не осуществляется вообще. В 10-ти – целенаправленной работы нет. В основном психолог или другой специалист (педагог, логопед) проводит частные консультации. Лишь в 2-х учреждениях (Кронштадтском и Центральном районах) осуществляется целенаправленная психолого-педагогическая работа по подготовке родителей к обучению их ребенка в школе. Специалисты 1 раз в месяц проводят семинары. Например: «Ваш ребенок будущий первоклассник»; «Какую школу выбрать»; «Режим дня в школе»; «Как относится к отметкам в школе» и др. А также проводят консультации и устные журналы по проблемам готовности к школе.
Для выявления проблем, возникающих у родителей в процессе подготовки их детей к обучению в школе, нами было проведено исследование часто обсуждаемых проблем Интернет-форумов с разных родительских сайтов. Часто затрагиваемые проблемы: выбор школы (статус учебного заведения, месторасположение и др.); платное или бесплатное образование; водить ли ребенка на подготовительные курсы или нет… и др.
Таким образом, мы выяснили, что семья, которая является приоритетным социализирующим институтом для развития ребёнка, фактически не участвует в его подготовке к школе наравне с другими субъектами образовательного процесса. Эти выводы стали существенным основанием для дальнейшей работы по проектированию программы, подготавливающей родителей к обучению их детей к школе.
Наше пилотное исследование проводилось на базе школы № 325, Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В исследовании принимали участие родители 1 «А» и 1 «Б» классов. В 1 «А» классе принимало участие 19 родителей. Во 2 «Б» классе – 23 родителя. Основным диагностическим инструментом изучения уровня педагогической готовности родителей служит опросник И. А. Хоменко «ГРОД» (готовность родителей к обучению их детей в школе).
По результатам опросника была создана модель образовательной программы (см. Схема 1).
Т. О., проанализировав психолого-педагогическую литературу, сделав анализ дистанционного интервью, выделив проблемы обсуждаемые на родительских форумах, обобщив результаты диагностики мы пришли к выводу, что необходимо готовить к школе не только детей, но и родителей, т. к., они не всегда могут оказать полноценную поддержку своим детям в освоении новой для них – учебной деятельности.
В связи с этим, мы предполагаем, что наиболее эффективным способом такой подготовки может быть разработка специальной образовательной программы для родителей, ориентированной на профилактику выделенных в настоящем исследовании проблем родителей дошкольников.
Схема 1.
Модель образовательной программы
I. Изучение уровня готовности родителей
Психологическая готовность
Педагогическая готовность
Социально – Юридическая
готовность
Материальная
готовность
II. Определение минимальных значений по педагогической готовности родителей к обучению их ребенка в школе
III. Проектирование образовательной программы
IV. Реализация образовательной программы
V. Диагностика результативности образовательной программы
VI. Рекомендации педагогам по работе с конкретными родителями
Литература:
1. Коджаспиров А. Ю. Формирование личностной готовности учащихся 10-12 лет к обучению в основной средней школе. Автореферат диссертации на соис. уч. степ. кандидата психологических наук. М. ; 2005. – 26 с.
2. Словарь по экономике и финансам. Глоссарий. ру https://slovari.yandex.ru/dict/glossary
3. Хоменко И. А. Проблемы педагогической диагностики семьи в современном образовании// Образование и семья : проблемы диагностики. Материалы международной научно-практической конференции, 19-20 апреля 2007г., Санкт-Петербург/ Под общей ред. И. А. Хоменко. - СПб. : Издательство «Борей АРТ», 2007 – с. 5 – 15.