Ильина Ольга
Консультация для педагогов ДОУ «Понятие и характеристика готовности ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Понятие и характеристика готовности детей к школе».
Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинаются складываться новые формы деятельности.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Понятие и характеристика готовности ребенка к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Характеристика на ребенка в детском саду. ПМПК
- Темочки
Понятие готовности к школе предполагает совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения.
Готовность ребенка к школе – это совокупность физических, интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных и личностных качеств, которые помогают ребенку успешно освоить школьную программу, осознать себя в новой социальной роли школьника, адаптироваться к новому коллективу, усвоить правила и обязанности новой школьной жизни.
В качестве основополагающих аспектов готовности ребенка к школе выделяются :
состояние физического и психического здоровья, уровень морфологической зрелости организма;
уровень развития познавательной деятельности и речи
стремление занять более значимую социальную позицию;
сформированность произвольности поведения;
внеситуативное общение со взрослыми и сверстниками.
Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогамиисследователями (Л. Ф. Берцфаи, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Г. Витцлак, В. Т. Горецкий, В. В. Давыдов, Я. Йерасек, А. Керн, Н. И. Непомнящая, С. Штребель, Д. Б. Эльконин, и др.).Существуют разные суждения и подходы к этому понятию.
Некоторые психологи, также как и Л. С. Выготский считают, что обучение ведет за собой развитие.
Существуют исследования, в которых степень готовности к школе определяется в зависимости от степени развития сферы общения ребенка (Кравцова Е. Е., 1991; Смирнова Е. О., 1985).
В. С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.
Д. Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым.
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович (1968) «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию она придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.
Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или другими словами, произвольном поведении ученика.
Одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста (приблизительно к 7 годам) умение ребенка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности.
Готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития:
- мыслительной деятельности;
- познавательных интересов;
- произвольности регуляции деятельности;
- готовности принять социальную позицию школьника.
А. И. Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие
компоненты готовности к школе как :
- мотивация;
- уровень развития познавательной, аналитико-синтетической
деятельности;
- степень сформированности механизмов волевой регуляции
действий.
Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л. А. Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.
Л. А. Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как
необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного
управления своим поведением, выполнение умственной работы,
обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как
«установление с взрослым и со сверстниками взаимоотношений,
определяемых совместной деятельностью»
В своих исследованиях Т. А. Нежнова указывает, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть, становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции».
А. Н. Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка его реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции».
Исследования Е. Е. Кравцовой, М. И. Лисиной и др. дополнили понятие
готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить
как коммуникативная готовность к школьному обучению.
Большое внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йерасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах.
Готовность ребенка к обучению в школе, успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, так как учение – это деятельность, предъявляющая особые требования к личности. Чтобы учиться, важно обладать терпением, силой воли, уметь критически отнестись к собственным успехам и неудачам, контролировать свои действия. Ребенок должен осознать себя как субъект учебной деятельности и соответственно строить свое поведение.
Об уровне готовности ребенка в школе можно судить по следующим критериям:
-Каким образом строятся взаимоотношения детей со сверстниками. Дети 6-7 лет предпочитают совместную деятельность индивидуальной, т. к. в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями, чередуют и согласовывают действия, совместно выполняют одну операцию, контролируют действия партнера, исправляют его ошибки и т. д.
-Появляется ли интерес к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Интересуется ли ребенок событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.
-Одним из важнейших критериев готовности к школе, как отмечается рядом авторов (А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, Т. В. Пуртова, Г. Б. Яскевич, и др., является достаточный уровень сформированности произвольности в общении со взрослыми, сверстниками и отношения к самому себе.
Существует много подходов к пониманию «готовности ребенка к школе», т. к. проблема «готовности детей к школе» очень значима и важна, от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.