Михайловская Ольга
«Роль учителя — логопеда в формировании готовности детей с ФФНР к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
С введение нового Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
Начальная школа начинается с предшкольного образования.
Преемственность детского сада и школы - содержательная и двусторонняя связь:
Преемственность с позиции школы : это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка. Пройденное осмысливается на более высоком уровне.
Публикация «„Роль учителя — логопеда в формировании готовности детей с ФФНР к обучению в школе“» размещена в разделах
Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность точки зрения детского сада: это ориентация на современные требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе.
Существуют требования школы к речевым навыкам первоклассника, они выглядят так:
• ясное произношение всех звуков родного языка;
• полная сформированность фонематических процессов;
• умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка;
• готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;
• умение ребенка говорить, меняя динамику и темп речи;
• использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;
• должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;
• ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
• уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.
Но, к сожалению речевое развитие первоклассника зачастую далеко от идеала, и нам встречаются такие нарушения, как:
• несформированность звуковой стороны речи;
• незаконченность формирования фонематического восприятия;
• бедность словарного запаса;
• нарушения в грамматическом оформлении речи;
• ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;
• низкий уровень операций обобщения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений;
• слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.
Исходя из того, что речевое развитие ребёнка начинается до школы, в его коррекции участвует учитель - логопед ДОУ на логопедическом пункте.
Целью деятельности логопедического пункта ДОУ является : оказание своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной речи.
Задачами логопедического пункта ДОУ являются :
• Своевременное выявление нарушений развития речи детей. Определение уровня и характера нарушения;
• Обеспечить систему средств и условий для устранения у детей речевых недостатков;
• Устранить дефекты звукопроизношения и развивать фонематический слух;
• Развивать навыки звукового анализа и синтеза (формирующего предпосылки к овладению письма и чтения);
• Уточнить, расширить и обогатить лексический запас;
• Сформировать грамматический строй речи;
• Развить связную речь.
Диагностическое направление: комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, что позволяет провести качественную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции. Логопедическое обследование является структурным компонентом системы работы по развитию звукопроизносительной стороны речи и предполагает:
• установление контакта с ребёнком;
• сбор информации об особенностях раннего речевого развития;
• диагностику уровня развития ВПФ: двигательной сферы, слухоречевой и зрительной памяти, наглядно-образного и вербально-логического мышления, импрессивной и экспрессивной речи, зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия;
• разработку перспективного плана индивидуальной коррекционной работы;
• отслеживание динамики в состоянии произносительной стороны речи (фонематического восприятия, речевой моторики) и слухо-зрительно-двигательной координации (сопоставление результатов обследования до начала обучения, в середине цикла и по его завершении: сентябрь, январь, май). По обследованию психических процессов используем пособия С. Д. Забрамной,; по обследованию речевых процессов применяем методику Елены Косиновой «Логопедические тесты» на соответствие речевого развития (от 2 до 7 лет); О. Б. Иншакова "Альбом для логопеда".
Для реализации задачи исследования разработан протокол обследования по всем возрастным группам, "Речевая карта".
Дети с какими нарушениями зачисляются в логопункт ДОУ?
Логопункт при ДОУ организован для оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста (3-7 лет) с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, реже с общим недоразвитием речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития у детей является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи детей отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Нарушения проявляются в неточном употреблении слов, в поиске подходящих слов, в трудностях актуализации словаря, обедненности словарного запаса, несмотря на то, что состояние пассивного словаря находится в пределах нормы. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом.
Следовательно, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается недостаточная готовность к овладению грамотой и подготовке к школе.
Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает :
• Развитием артикуляционного аппарата. Постановкой, автоматизаций и дифференциацией нарушенных звуков (ребенок к школе должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп).
• Развитием фонематических процессов (дети учатся выделять звук из состава слова, проводить звуковой анализ и синтез слов разной сложности, знакомятся с буквами). Наши выпускники знают и правильно употребляют термины «звук», «буква», «слог», «слово, «предложение», различают гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Таким образом, они идут в школу владеющие навыками звукового анализа и синтеза).
• Развитием связной речи, лексико-грамматического строя речи (дети должны составлять разные виды рассказов, уметь рассуждать, анализировать, решать проблемные ситуации).
• Развитием мелкой моторики (дети должны уметь создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти, правильно держать руку, карандаш, кисть).
• Развитием речевого дыхания (работа над обеспечением нормализации звукообразования, которое создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности).
Коррекционно- развивающее направление логопедического пункта ДОУ :
Основная организационная форма коррекционной работы в логопедическом пункте – индивидуальные занятия. Они дают наилучший эффект. Цель – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Частота и продолжительность индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей (от 3 до 5 раз в неделю). Длительность проведения занятий — от 15 до 20 мин. Групповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы, если есть дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Длительность подгрупповых занятий от 15 до 30 мин., в зависимости от возраста детей. Частота проведения подгрупповых занятий определяется степенью выраженности нарушенных структурных компонентов речи.
Работа по подготовке детей с ФФНР к школе должна включаться в каждое логопедическое занятие. Основными формами этой работы являются упражнения, игровые приемы и игры, т. к. ведущим видом деятельности дошкольников является именно игра. Логопед должен также создать доброжелательную обстановку на своих занятиях, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Развивать в детях навыки общения, сотрудничества. Все это пригодится ребенку в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
Формированию качеств, необходимых будущему первокласснику, помогает комплексная система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации педагогического процесса в целом. Необходимо включать педагогов ДОУ и родителей в процесс комплексной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом период подготовки детей с ФФНР к школе, мы создаем коррекционно-педагогические условия для полного общего развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Благодаря этому наши выпускники оказываются полностью адаптированными и подготовленными к школьному обучению.