Насанова Татьяна Александровна
Заседание круглого стола «Критерии качеств уровня готовности детей 6–7 лет к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из достижений старшего дошкольного возраста является формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том,какое место они занимают в жизни. Проявляется это в стремлении детей к социальному положению школьника,и учению-как социально значимой деятельности.
От ребенка 6-7 лет воспитатель требует умение организовать свою деятельность,выполнять нормы и правила более приемлемые в школе,чем в детском саду. Активно обучает знаниям и умениям школьного характера. Занятия нередко приобретают форму урока.
Публикация «Заседание круглого стола „Критерии качеств уровня готовности детей 6–7 лет к обучению в школе“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Круглый стол для педагогов
- Подготовительная группа
- Темочки
В нашем ГБОУ №51 с/п№3 подготовка детей к школе осуществляется не только воспитателем, но и другими специалистами:логопедом,музыкальным работником,воспитателем по физической культуре и психологом. Одной из главных Одной из главных задач нашего образовательного учреждения является безболезненный переход детей в первый класс школы,т. е преемственность и сохранение эмоционального благополучия детей. Проводится «День открытых дверей»,дети знакомятся с педагогом. Ребенок уже имеет представление о школе,где его ждут.
Как показывает опыт,при сотрудничестве школы и детского сада у наших воспитанников полностью снимается проблема школьной дезатаптации и стопроцентная поступаемость в школу.
Чтобы ребенок полюбил школу и успешно учился мы,взрослые должны постепенно подготовить режим для ребенка в соответствии с режимом дня школьника. Ребенок должен высыпаться и рано завтракать. Второе-чтобы ребенок умел слышать учителя,обращать внимание на то,как он понимает словесные указания и
инструкции.
Требования должны быть посильны для ребенка.
При подготовке к чтению :6-7-летние дети должны знать все печатные буквы алфавита. Многие могут читать слитно согласную и гласную букву,а некоторые и читать тексты.
При подготовке к письму :Брать ручку разогретыми теплыми пальцами,правильно ее держать. Должны уметь ориентироваться на тетрадном листе:
-вверх-вниз;вправо-влево
-начало строчки,середина строчки,конец строчки;
-буква,цифра;страница следующая,предыдущая;
-поля на странице;
расположение справа-налево (в строчку)
-расположение друг под другом (в столбик)
При подготовке к грамматике :
Воспитанник может выделить в слове первый и последний звук,найти заданный звук внутри слова. Перед школой он может называть в слове все звуки по порядку. В тексте может назвать количество предложений. Умеет отвечать на вопросы:Кто?Что?Что делает?Какой?И сам поставить вопросы к словам в предложении. 6-7 ребенок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы. Умеет наблюдать,сравнивать,исправлять,уточнять свою речь.
При подготовке к математике :
Успех зависит от умения и освоения двигаться в пространстве. Для этого он должен овладеть понятиями:
-вверх-вниз;
-вправо-влево;
-горизонтально-вертикально;
-прямо,по кругу,наискосок;
-с краю,между,в середине;
-далеко-близко;
-больше-меньше;
-следующий,предыдущий.
Также понимать предлоги,определяющие пространственное положение.
-в;-на;-за;-с;-под;-над и т. д
-объединять по цвету,форме,функции,материалу,т. е по признакам;
-сравнивать
предметы,группы,явления,находить сходства и различия;
-владеть счетом в пределах 10 и обратно
-составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
-пользоваться цифрами и арифметическими знаками(+;-;=;»больше»,»меньше»);
-различать длину,ширину,высоту,объем,массу и способы измерения;
-знать состав числа первого десятка,и состав предыдущего и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
-знать монеты достоинством 1,5 ,10копеек;1,2,5,10 рублей;
-название текущего месяца;последовательность дней недели,времен года,части суток;
-уметь отбирать материалы необходимые для занятий,поделок,игр;
-проявлять трудолюбие в работе.
Существует несколько критериев уровня готовности ребенка к обучению в школе.
Одним из них,я считаю,является личностная и социальная готовность. Она включает в себя стремление к новому социальному статусу школьника.
В нашем подразделении проводятся психологом занятия индивидуальные и групповые с детьми,также проводятся различные методики по выявлению уровня готовности к школе. Проводится изучение:
-уровня развития эмоционально-волевой сферы (желание учиться,быть школьником);
-уровня развития коммуникативных навыков (общение с детьми и взрослыми,совместная деятельность);
-мотивация к обучению (подводим воспитанников на занятиях,в игровой деятельности);
-самооценки.
Старших дошкольников характеризует увеличение «разумности».Это связано с их умственным развитием. Дети могут уже регулировать свое поведение. У ребят формируются «высшие чувства» :интеллектуальные (любопытсво,любознательность,удивление,чувство юмора,моральные (чувство гордости,чувство стыда,чувство дружбы,эстетические (чувство прекрасного,героического).Ребенок стремится получить похвалу и одобрение взрослого. Стремится подтвердить свою значимость и признание.
Детям этого возраста свойственно преобладание общественно-значимых мотивов над личностными.
Необходимым критерием школьной готовности является произвольное поведение т. е волевая готовность. Школьная жизнь требует от детей четкого выполнения определенных правил поведения и самостоятельной организации самой деятельности. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является одним из важнейших критериев уровня готовности к школьному обучению.
Следующим критерием является психологическая готовность,т. е уровень развития ребенка :
а)восприятия;
б)памяти;
в)внимания;
г)мышления;
д)речи;
е)круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
К 6-7ми годам дети могут устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями,знать правила поведения в природе и соблюдать их. Умеют правильно различать тяжесть предметов,знают цвета и оттенки,хорошо воспринимают предмет в целом,и способны выделить части,соотнести их между собой,могут найти схожие и отличительные признаки предметов.
В возрасте 6-7ми лет достаточно развита произвольная память и внимание. Дети могут заниматься одним и тем же делом в течение 30-ти минут. У детей в этом возрасте достаточно большой словарный запас. Речь становится связной,логичной.
Ребята должны уметь пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;составлять по плану и образцу рассказы о предмете,по сюжетной картинке. В своей речи дети употребляют синонимы,антонимы,сложные предложения разных видов,различают жанры литературных произведений. Дети должны называть любимые сказки и рассказы;знать наизусть несколько считалок,стихотворений,пословиц,поговорок. Ребята должны уметь называть трех авторов произведений,уметь пересказывать отрывки из сказки,рассказа.
Еще одним важнейшим критерием является физиологическая готовность, которая включает в себя:
а)общее физическое развитие;
б)развитие моторики руки (развиваются мелкие мышцы рук,обеспечивая формирование навыков письма);
в)работоспособность;
г)характеристику движений;
д)произвольную регуляцию действий.
Вес мозга 6-7милетнего ребенка достигает 90% массы взрослого человека. Что и способствует решению более сложных интеллектуальных задач. Познавательная деятельность становится более осмысленной и целенаправленной.
Таким образом,я хочу подвести итог,и считаю,что уровень готовности детей к обучению в школе определяется не только одним умением считать,писать и читать,-для успешного освоения школьной программы необходима совокупность психического,физического и социального развития дошкольников.
1. Опыт работы ГБОУ Школа №51,с/п№3.
2. Используемая литература:Учебник для вузов «Детская психология»,О. Е. Смирнова