Ирина Иванова
Основные аспекты готовности ребенка к школьному обучению
▼ Скачать
+ Заказать документы
Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения. Ребенок должен знать, как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм : правильная поза за столом, осанка и т. п. Нужно будет полдня провести в школе за уроками, без тихого часа, как в саду, внимательно слушая и выполняя задания учителя, самостоятельно добраться до дома, выполнить домашнее задание, на все это требуются силы.
Публикация «Основные аспекты готовности ребенка к школьному обучению» размещена в разделах
Психологическая готовность ребенка к школе. Психологический аспект, включает в себя четыре компонента: интеллектуальная готовность, социальная, волевая, мотивационная.
1. Социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно
выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно
оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
-самостоятельность.
2. Волевая готовность ребенка к школе предполагает :
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но
этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно
слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы
и дела.
- умение доводить начатое дело до конца.
3. Мотивационная готовность ребенка к школе. Данный аспект означает желание ребенка идти в школу. Мотивация может быть внешней (приобретение новых красивых атрибутов для обучения в школе, карандаши, тетрадки, рюкзаки, новая школьная форма) и внутренней, когда ребенок идет в школу с желанием узнавать что-то новое. Внешняя мотивация присутствует практически у всех детей, важно, чтобы она со временем переросла во внутреннюю, иначе обучение быстро наскучит.
4. Интеллектуальная готовность к школе означает :
- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них
пойдет ниже);
- должны соответствовать возрасту развитие внимания, памяти, речи, логического
мышления, воображения.
- ребенок должен ориентироваться в пространстве, то есть не только знать «лево
право, под-над и т. п.», но и уметь ориентироваться на местности: знать, как пройти в
школу и обратно, до магазина и так далее;
- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть
любознателен;
Что же может уметь ребенок к началу школьного обучения?
1)Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2)Память.
•Запоминание 10-12 картинок.
•Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. п.
•Пересказ текста из 4-5 предложений.
3)Мышление, логика.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а
компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло»,
«лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.
4)Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
5)Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: -, +, <,>,=.
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над,
под, за и т. п.
6)Речь.
• Умеет выражать свое мнение, аргументировать и доказывать его.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти,
• солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7)Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы,овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач.
Полезные упражнения для развития речи и мышления.
• Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.
• Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.
• По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки.
• Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
• Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.