Оксана Жданюк
Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество,
потому что они могут нас чему-то научить.
Жан Ванье
Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития («социальных вывихов», принадлежит Л. С. Выготскому. Он еще в 1930-е гг. одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта.
Публикация «Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОО» размещена в разделах
Инклюзивное образование в России пока находится в стадии формирования, но при этом ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования. Цель инклюзивного образования – не подменить систему специального обучения в целом, а планомерно изменять систему образования через сближение двух ее подсистем – общей и специальной, создавая единую, взаимодополняемую и эффективную систему образования, тем самым воспитывая гуманность каждого человека и общества в целом.
В современной России образование детей с ОВЗ на равных условиях с другими – одна из актуальных и в то же время дискуссионных проблем. Как будет проходить процесс? Какие условия нужно создать для успешного внедрения инклюзивного образования в образовательные организации?
Организация воспитательно-образовательной деятельности детей с ОВЗ продолжает вызывать затруднения у педагогов и других специалистов. Работая в детском саду педагогом-психологом, в котором 4 логопедических группы, пришла к выводу, что в связи с актуальностью вопроса и необходимостью оказания практической помощи в детском саду МКДОУ д/с № 432 необходимо разработать «Модель комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО». Предлагаемая модель представлена с учетом требования ФГОС ДОО и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т. ч. и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности. Созданиесистемы ранней помощи иначе организует образовательный маршрут ребенка с ОВЗ.
Причины необходимости создания специальной модели работы с детьми с ОВЗ:
– поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;
– необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-педагогической работы;
– недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ);
– недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п. 3 ст. 79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п. 28 ст. 2).
Перед собой я поставил цель – создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной организации, направленного:
– на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
– коррекцию его психофизических недостатков;
– актуальное включение в окружающую социальную среду;
– подготовка к школьному обучению.
Алгоритм системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:
– сбор информации и составление банка данных о детях ОВЗ;
– повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в т. ч. и родителей;
– выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;
– разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексного взаимодействия;
– психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
– включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка;
– информирование родителей о результатах работы с детьми;
– оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели;
– проектирование последующей работы с детьми.
Вся работа по системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ ведется в рамках ПМПк ДОУ, поэтому и в соответствии с требованиями к их документации.
1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Работа началась с изучения методической и психолого-педагогической литературы, разработки стратегии психологической работы по проекту, системы мониторинга эмоционально-личностного развития детей с ОВЗ, анализа ресурсов, подбора методического материала и разработки тематического плана для практической работы с педагогами, родителями и детьми.
2 ЭТАП. ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
На данном этапе осуществлялась:
– мотивация и подготовка педагогов к работе с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников;
– психологизация воспитательно-образовательного процесса (работа с педагогами);
– организация индивидуальной работы с детьми (по результатам наблюдения);
– выступления с лекциями, беседами, практическая работа на родительских собраниях, конференциях, практикумах;
– оформление письменных консультаций, наглядной информации на стенде;
– создание эмоционально- благоприятной атмосферы в детском саду, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам, с родителями воспитанников группы ДОУ.
Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ
Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ осуществляются в 3 этапа:
– диагностико-прогностический;
– коррекционно-формирующий;
– оценочно-проективный.
Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения. Основные направления этапа включают:
– информацию о развитии и воспитании ребенка (анамнез, особенности воспитания в семье);
– всестороннюю оценку интеллектуального развития;
– диагностику развития психических функций;
– оценку психомоторного развития;
– оценку развития эмоционально-волевой сферы;
– оценку поведения и психологических механизмов его регуляции;
– оценку характера и особенностей личности в целом;
– прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка.
В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций, определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Это необходимо, чтобы опираться на сохранные функции в процессе воспитательно-образовательной работы. Стимулировать развитие отстающих функций рекомендуется с помощью специальных психолого-педагогических приемов.
По завершении диагностики на каждого ребенка оформляется папка, которая ведется, пополняется в процессе сопровождения и включает :
– соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами;
– результаты диагностики (протоколы обследования, заключения специалистов, представления на ребенка специалистов ПМПк);
– индивидуально ориентированная программа сопровождения;
– динамические результаты развития, заключения специалистов по окончании сопровождения и рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.
3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Подведение итогов. Оформление материалов по проекту.
Был организован смотр-конкурс на «Лучший психологический уголок в группе». Особенностью данного мероприятия стало участие в нем самих дошкольников.
Прогнозируемые результаты использования модели для каждой категории участников:
Дети:
– позитивная адаптация к условиям ДОО;
– динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу;
– эффективное формирование нарушенных функций;
– развитие личности ребенка, развитие навыков общения;
– приобретение социального опыта.
Педагоги:
– развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ;
– профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приемов работы, разработку индивидуальных программ развития детей с ОВЗ на основе психолого-педагогического прогнозирования;
– приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.
Родители:
– получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
– адекватность установок в отношении перспектив ребенка;
– информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в т. ч. в рамках ПМПк ДОО;
– приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ;
– получение психологической поддержки по гармонизации детско-родительских отношений.
Использование в работе модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ дает педагогу-психологу возможность понять свои успехи и неудачи, пересмотреть некоторые методы взаимодействия, используемые с детьми и родителями, профессионально совершенствоваться и пополнять свои знания.
Используемая литература
1. Ауппе И. М., Морозова И. С., Чепракова Е. А. «Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования». Справочник педагога-психолога №4 2014, с. 4.
2. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга», 2010.