Лариса Шевелева
Конспект занятия «Многозначность слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие у детей речевых умений - варьировать полученными знаниями.
Задачи:
1. Сформировать у детей понятия «многозначные слова» : со значением предметности, со значением действия, со значением признака.
2. Развивать у детей речевые умения различать родственные слова, слова близкие по звучанию.
3. Активизировать умения детей применять на практике речевые игры, способствующие обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста.
4. Создавать социально-психологические основы всестороннего целостного развития личности.
Содержание:
Публикация «Конспект занятия „Многозначность слов“» размещена в разделах
Логопед: Ребята, мы получили видео-письмо из цветочного города. Незнайка хотел научиться сочинять стихи и попросил Знайку дать ему несколько советов. Но видимо, что-то как всегда напутал. Давайте посмотрим, кому нужна наша помощь?
(просмотр видео-фильма)
* на экране Знайка и Незнайка:
Знайка: Незнайка! Как же вы будете сочинять стихи, если вы все неправильно делаете, чем вы будете записывать стихи, что вы принесли?
Незнайка: Я принес ручки, сам сказал, принеси ручки (в руках держит дверные ручки).
Знайка: Незнайка, я просил другие ручки, ведь это слово многозначное. Вам понятно.
Незнайка: Понятно, еще ручек принести. *
Логопед: Да, что-то Незнайка не понял, видно ему нужна наша помощь. Для этого нам всем нужно отправиться в цветочный город. Вам девочки я предлагаю надеть цветочные шапочки, как у всех малышок в цветочном городе.
(девочки одевают шапочки-головки цветов)
- Отправляемся в цветочный город (все переходят на цветочную поляну, где находятся герои Знайка и Незнайка).
Логопед: Здравствуйте, уважаемые Знайка и Незнайка. Наши ребята решили вам помочь, разобраться в вашей ситуации. Объяснить тебе Незнайка, какую и почему ты допустил ошибку. Давайте присядем на цветочную полянку
(все рассаживаются кружком вокруг цветов).
- Знайка, что ты попросил принести Незнайку? Незнайка, что ты принес?
Знайка: Я его попросил принести ручку, чтобы записывать мои советы.
Незнайка: Я принес ручки дверные.
Логопед: Правильно, ребята, а какое еще есть значение у слово ручка?
Дети: Ручка у зонтика, ручка у малыша.
Логопед: Ваши ответы верны. Все эти слова обозначают ручку, звучит это слово одинаково, но имеют разные значения. Это многозначное слово. Давайте разберем с вами слово многозначное. Это сложное слово. Оно состоит из двух слов.
Дети: Из 2-х слов : много – несколько слов, значений, где их можно использовать.
Логопед: Вот мы с вами и определили, что это за многозначное слово.
Название одного предмета определяется по какому-то сходству. Слова бывают многозначные и однозначные. Мы с вами определили, что ручка – это многозначное слово, а карандаш?
Дети: Это однозначное слово, карандашом мы рисуем.
Логопед: Незнайка, чтобы тебе было лучше понятно, мы сейчас объясним в стихах и поиграем в игру «Слова-двойняшки» - какие предметы называют одним и тем же словом :
Логопед:
- Трубит на улице трубач.
Ему кричит с березы грач:
- Труби, трубач, в трубу свою.
Труби, трубач, а я спою.
По трубе вода течет на поля и в города:
Для полива и питья,
Для купанья и мытья.
Дети: Труба – музыкальный инструмент, труба устройство для подачи воды.
(на экране демонстрируются картинки-ответы)
- В детский сад Илья пошел,
Друга Петю там нашел.
Вместе Петя и Илья –
Неразлучные друзья.
У меня за домом сад:
Вишни, сливы, виноград,
Груши, яблони, ранет…
Ананасов, жалко нет.
Дети: Детский сад для ребят, фруктовый сад.
Незнайка: Я понял сад - большой, там большие деревья, садик – маленький, там деревья маленькие.
Логопед: Незнайка, ты опять все напутал. Это родственные слова, в каждом слове слышится первое слово. Образуется ниточка слов. Вот держи цветок, передавай его друг другу и называем слова, которые образуем от слова цветок.
Игра «Ниточка» - образование родственных слов : цветок, цветочек, цветы, цветник, цветовод, цветочница, цветочная, цветочный, цветочные, цветочное.
Логопед: Сейчас проведем еще урок, посмотрим все ли ты, Незнайка усвоил. У меня картинки вы, ребята, определите каким словом, мы их объединили.
Игра «Картинки»
*«Гриб, гвоздь, шляпка у девочки» - чем они похожи?
Дети: Шляпка.
*«Гриб, стул, малыш»
Дети: Ножка.
Логопед: Молодцы. Ребята, многозначными могут быть не только слова предметы, но и слова со значением признака:
- Золотые руки
Руки не из золота.
Не боятся холода.
В ссадинах,
В мозолях
Руки эти.
Самые нужные руки на свете. / В. Коркин
- Солнце золотое
Золотые льет лучи.
В поле дружною стеною
Золотые колоски-усачи.
Шевелят они усами
И тихонько шелестят…
Дни сменяются ночами,
А они стоят, стоят.
А когда уходят с поля
Золотые усачи,
В нашей печке золотятся
Золотые калачи. / В. Белов
Логопед: Угадали многозначное слово?
Дети: Золотые руки - руки, которые делают добрые дела. Золотое солнце – яркое. Золотые колоски – спелые колоски. Золотые калачи – поджаристые калачи.
Логопед: Вы подобрали красивые описания, определения слов. Есть еще один секрет у многозначных слов. Многозначные слова бывают со значением действия. Ответьте, кто или даже, что умеет бегать? Почему?
Дети: Ребенок, котенок. У них есть ноги, лапки.
Логопед: Правильно. Бегать и убежать от нас может дождь, время, молоко. Интересно, как у них это получилось, ведь ног нет?
Дети: Молоко - не успели снять с плиты, оно закипело, пролилось. Дождь закончился, идет в другом месте. Время – мы ничего полезного не сделали.
Логопед: Чтобы лучше закрепить значения действий мы поиграем в игру.
Игра «Найди пару» - детям раздаются карточки, они должны составить пары слов : «стучат в дверь – стучит дятел».
Логопед: Ребята, вы очень хорошо справились с заданием. Я надеюсь ваша речь станет еще краше и правильной. Последний секрет – многозначность слов используют, когда сочиняют загадки:
- Золотистые лисички –
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Дети: Грибы-лисички, которые очень похожи на зверей лисичек.
Логопед: (показывает муляжи грибы-лисички и мягкую игрушку-лисичку).
- Я надеюсь, Знайка и Незнайка, да и вы ребята сможете сочинить веселые стихи, загадки, сказки и рассказы, используя многозначные слова. Спасибо, друзья, мы с ребятами возвращаемся в детский сад. До свидания.
(ребята прощаются, уходят с цветочной полянки)