Михайлова Наталья
Конспект занятия «Согласование слов в категории рода» с использованием регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме : «Согласование слов в категории рода"
(с использованием регионального компонента)
Цель: Упражнять в практическом использовании категории рода; закрепить умение согласовывать существительные, глаголы, прилагательные, местоимения в роде; определять родовую категорию. Обогащать словарный запас именами прилагательными. Развивать память, внимание, мелкую моторику, языковое чутьё.
Публикация «Конспект занятия „Согласование слов в категории рода“ с использованием регионального компонента» размещена в разделах
Оборудование: картинки со словами «он», «оно», «она»; предметные картинки; таблицы со словами, со стихотворением, индивидуальные карточки.
Ход занятия:
Орг. момент.
Сядет тот, кто назовёт слово во множественном числе (логопед показывает предметные картинки – дети называют их и изменяют: петух – петухи, лампа – лампы, весло – вёсла).
Гимнастика для глаз.
-Логопед обводит мячом в воздухе различные фигуры – дети, не отрывая глаз от мячика, двигают только глазами.
-Логопед просит «нарисовать» глазами буквы а, о, у, и.
Пальчиковая гимнастика.
«По лесенке».
Мы по лесенке шагаем Мы по лесенке шагаем
И ступенечки считаем. И ступенечки считаем.
Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре.
(вверх) (вниз)
Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки, попеременно меняем. Сначала в одну сторону, затем в другую.
Работа по согласованию слов в роде.
«Рифмованные упражнения».
На доске таблица с категориями рода (нарисованы примеры).
Логопед предлагает вспомнить категории рода (мужской, женский и средний род).
Женский род, помню я, то, про что скажу – моя:
Моя ручка, моя тучка, и тетрадь моя.
Средний род – оно, моё – моё окно, село моё.
-Ребята, прежде чем начать занятие, я хочу предложить вам такой способ работы: вы бросаете «волшебный кубик» с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, какой номер выпадет, под таким номером и выполняем задание.
Дети по очереди бросают кубик и выполняются задания.
Задание № 1 «Покажи соответствующую карточку».
• У детей карточки со словами : он, оно, она.
• Логопед показывает предметные картинки.
• Дети поднимают соответствующую карточку.
Картинки: собака, олень, колесо, радуга, солнце, кукла, арбуз, гриб, матрёшка, яблоко, облако, телефон, чум, нарта, небо.
• «Поселить» эти слова в 3 домика (записать слова в 3 столбика по родам). Логопед раздаёт карточки с тремя нарисованными домиками.
• Ребята, в первый домик «поселим» слова, которые соответствуют слову он (олень, аркан, гриб, телефон, чум).
• Во второй домик - слова, которые соответствуют слову она (собака, радуга, матрёшка, нарта).
• В третий домик – слова, которые соответствуют слову оно (колесо, солнце, яблоко, небо, облако).
Задание № 2 «Работа со стихотворением».
На доске записано стихотворение, дети читают его.
Лес не мой, а наш, общий.
Земля не моя, а наша, общая.
Стадо не моё, а наше, общее.
• - К выделенным словам лес, земля, стадо подберите слова он, оно, она. (Например, лес – это он).
• Давайте определим род этих существительных.
• Лес – мужской род, земля - женский род, стадо - средний род.
• Ребята, придумайте слова среднего, мужского и женского родов.
Задание № 3 «Назови признаки».
Логопед вывешивает на доску таблицы со словами.
- Ребята, к этим словам необходимо подобрать слова-признаки, правильно согласовывая их в роде.
Таблица № 1 Таблица № 2
Ромашка селёдка
Роза по цвету малина по вкусу
Одуванчик лимон
Василёк лук
Таблица № 3
Мяч
Сумка
Зеркало по материалу
Вилка
Шапка
- Ромашка – белая, лимон – кислый, зеркало – стеклянное.
- Переходим к следующему заданию.
Задание № 4 «Что подходит?»
В этом задании необходимо подставить к каждой тройке прилагательных существительное, подходящее по смыслу.
- Яркое, ласково, весеннее (солнышко);
- высокий, стройный, рогатый (олень);
- мягкий, тёплый, пушистый (шарф);
- ловкая, хитрая. Рыжая (лиса);
- весёлая, прыгучая, запасливая (белка);
- сочное, красное, душистое (яблоко);
- дальняя, трудная, незнакомая.
Между заданиями проводится физминутка.
Задание № 5 «Работа со стихотворением».
Прочитайте выразительно стихотворение, записанное на доске.
Тихо в тундре,
Тонкий, робкий,
В лужах стынет
Из-за самой дальней горки
Солнце рыжее встаёт.
Ответьте на вопросы:
- Какой лёд? (Лед – тонкий, синий, робкий). Как понять слово «робкий»? Значит – не крепкий, хрупкий.
- Какая горка? (Горка – дальняя).
- Какое солнце? (Солнце – рыжее).
• Определите род этих слов.
• А как можно ещё охарактеризовать горку, лёд, солнце?
• Запишите эти словосочетания в тетрадь.
Задание № 6 «Составь словосочетание».
• Работа по карточкам.
• На карточках изображены бабочка и три цветка. От бабочки отходят три запутанные линии к разным цветкам. Нужно поочерёдно соединять бабочку с цветками и составлять словосочетания, правильно согласовывая их в роде.
- Ребята, составленные словосочетания прочитаем вслух :
- лесной – край, поляна, озеро;
- широкий – простор, улица, поле;
- золотой – зуб, серьга, кольцо;
- синий – небо, лента, цветок;
- родной – село, город, страна.
- Лесной край, лесное озеро, лесная поляна.
Составьте с этими словосочетаниями предложения и запишите их в тетрадь.
Итог занятия.
• В конце занятия мы проверим, как вы усвоили материал игрой «Собери портфель».
• На доску вывешиваются три портфеля, на них написано «он, она, оно».
• Необходимо разложить тетрадки со словами : животное, олень, медведь, север, ремень, тетрадь, яблоко, ружьё, небо, работа, дело, чтение, дорога, врач, река, трава.
• Сосчитайте, сколько получилось слов в каждом портфеле.