Любовь Лобанова
Многофункциональная ширма для дошкольников
Многофункциональная трехстворчатая двухсторонняя ширма соответствует всем требованиям ФГОС ДО предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среды группы.
Насыщенность среды – обеспечивает игровую, познавательную,
исследовательскую, творческую, двигательную активность, эмоциональное благополучие и возможность самовыражения детей.
Трансформируемость - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Публикация «Многофункциональная ширма для дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Ширмы. Напольные и настольные ширмы для игр
- Темочки
Полифункциональность - возможность разнообразного использования, не обладает жестко закрепленным способом употребления.
Доступность – свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям, которые хранятся в карманах ширм.
Вариативность - наличие различных пространств для деятельности детей и уединения, свобода выбора разнообразных материалов, игр и игрушек; периодическая сменяемость материалов, стимулирующих разнообразную детскую активность.
Безопасность – соответствует всем элементам и требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Основное предназначение ширмы – это зонирование пространства.
Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, шитьем, моделированием, экспериментированием Они могут рассматривать альбомы и книги, слушать запись любимой сказки и т. д.
Цель данного пособия: формирование коммуникативных навыков у дошкольников в процессе игровой деятельности.
Основные задачи:
• Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.
• Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, используя для этого, реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.
• Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре.
• Дать детям возможность получать положительные эмоции и удовольствие от процесса игры.
• Многофункциональная ширма используется как средство обучения и воспитания детей.
• Ширма удобна в использовании, имеет привлекательный дизайн, помогающий украсить интерьер группы.
Ширма трехстворчатая двухсторонняя.
С внутренней стороны на ширме для девочек есть :
• Кармашки с картинками сварим «суп грибной», «борщ»;
• Кармашки с банками варенья и картинками ягод из которых вариться варенье.
• Кармашки из ткани, в которых находятся игровые атрибуты, предназначенные для сюжетно – ролевой игры «Семья», а также предметы, необходимые каждой девочке (расчёска, зеркальце, украшения и т. д.);
На створке у мальчиков имеется:
• Кармашки для готовых картинок, изображающих занятия мальчиков, их увлечения;
• Номера экстренных служб спасения;
• Тканевые кармашки для мини – мастерской (инструменты, а также для спортивного инвентаря (гантели, косички, эспандер) для выполнения спортивных упражнений. Можно положить в кармашки машинки или картинки машинок, верёвки – для завязывания и развязывания узлов. Дети могут использовать кармашки и по своему желанию, применять различные игровые атрибуты в соответствии с замыслом своей игры.
С помощью этой части ширмы, возможно, реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Дети, и мальчики, и девочки, играя и общаясь вместе, могут проявлять и свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему полу. Именно в сюжетно – ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ухаживают за своими детьми (куклами, следят за порядком в доме, занимаются приготовлением пищи. Мальчики – ремонтируют, строят, занимаются спортом, защищают Родину, оберегают девочек. В игре формируются нравственные качества детей: надёжность, трудолюбие, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков. Доброта, нежность, терпеливость, радушие, уважение к мальчикам (мужчинам) – у девочек. Играя в «Дочки – матери», дети проигрывают отношения родителей и их детей. При этом они довольно часто используют в игре кукол, мишек и другие игрушки, но их внимание больше привлекают не сами предметы, а семейные отношения.
При помощи этой части ширмы дети могут разыгрывать разные сюжеты: «Выходной день в семье», «Мамины помощники», «Большая стирка», «Ждём гостей», «Утро в семье», «Мама пришла с работы», «Поможем маме приготовить ужин», «Поиграем вместе с папой», «Мы едем в цирк», «Собираемся в поход», «Ремонт машин», «Вместе делаем зарядку», «Ремонт в доме» и др.
Ширма может также использоваться и как уголок уединения, где ребёнок может полежать на матрасике, отдохнуть, побыть один.
Средняя часть ширмы предназначена для театрализованной деятельности. Оформлена разными по ширине кармашками (для хранения театральных кукол, игрушек и сказочных персонажей). Эта часть ширмы имеет «окно» со шторкой и может использоваться:
• Для знакомства детьми с разными видами театра (пальчиковый, куклы «Би – Ба – Бо», настольный театр и др);
• Для различных видов театрализованной игры (разминки, этюды, игры с движениями, импровизации, игры – инсценировки, игры – имитации,сказки, спектакли);
• Для упражнений, помогающих детям овладеть тембром, темпом, чёткостью, выразительностью, связностью и правильностью речи, артистическими способностями детей (умением с помощью речи, мимики и движений выразить задуманный или предложенный воспитателем образ);
• Для проведения дидактических, словесных игр и упражнений: «Загадаю – отгадайте», «Угадай сказку», «Какой, какая, какое, какие?», «Обезьянки»,
«Загадки», «Кого не стало?», «Скажи, как я», «Продолжи предложение», «Что изменилось?» и т. д.
Ее можно использовать и для организации детьми различных сюжетно – ролевых игр. Это такие игры, как: «Магазин», «Игры в мастерскую», «Почта», «Детский сад». Кроме этого, дети могут использовать эту часть ширмы по – своему желанию, в соответствии со своим собственным, игровым замыслом.
Правая часть внешней стороны – познавательное и речевое развитие.
Игры: «Времена года», «Чьей ветки детки?», «Что лишнее?»
Левая сторона – на развитие сенсорики и мелкой моторики рук детей.
Дидактические упражнения: «Собери радугу», «Сплети паутинку для паучка», «Завяжи девочке бантик», игры с лентами на цвет, длину и ширину: «Развесь ленты от самой короткой до самой длиной» и т. д. ; задания с прищепками и лентами: «Прицепи две прищепки на широкую красную ленту» и т. д. ; «Застегни молнию», «Пристегни пуговицу»