Людмила Парамонова
Мнемотехника в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время педагоги все чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
• бедный словарный запас
• неспособность согласовывать слова в предложении
• нарушение звукопроизношения
• плохое развитие связной речи
• несформированные психические процессы
• несовершенство различных видов мышления.
Поэтому перед воспитателями стоит задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
На развитие памяти влияют многие факторы, например: сон, еда, семейная атмосфера, совместное чтение, разучивание стихов, ежедневное запоминание информации и другие.
Темочки:
Поэтому я хочу подробно остановиться на запоминании, и рассказать о методе, помогающем запоминать информацию и тренирующем память.
Этот метод называется мнемоникой или его еще называют мнемоникой.
Мнемотехника представляет собой комплекс приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстро запоминать информацию путем образования ассоциаций, основанных на зрительных и слуховых, а также сенсорных представлениях.
Преимуществ у этой техники много, например:
Улучшает память, внимательность, воображение, фантазию.
Развивается речь, увеличивается словарный запас.
Расширяются представления о мире.
Формируется наглядно-образное и абстрактное мышление, интеллект.
Ребенок учится строить логические цепочки, легко запоминает информацию.
Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
С помощью мнемотехники можно преодолеть застенчивость и развить коммуникабельность.
Мнемотехника включает в себя оба полушария головного мозга.
Раскрывается детское творчество.
К. Д. Ушинский писал: «Научите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам — он будет страдать долго и напрасно, но двадцать таких слов соедините с картинками, и он выучит их на лету».
Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы : -являются дидактическим материалом для развития речи; - их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; - использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, запоминанию. С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи, как:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразуйте изображения в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики
В результате использования алгоритмов, мнемотаблиц, пиктограмм, коллажей:
• Расширяет не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
• Есть желание пересказать – ребенок понимает, что это совсем не сложно.
• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
• Это один из самых эффективных способов развития речи дошкольников.
• Развивается мелкая моторика рук. В практической работе с детьми использую коллажи и мнемотаблицы. С их помощью формирую у ребенка экологические представления, расширяю словарный запас, развиваю связную речь, зрительную память (это очень нужно детям с ОНР). Основная цель коллажа – объединить все изображенные на нем предметы в единый сюжет, интересный и поучительный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры. Но все они взаимосвязаны, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь предстоит маленькому исследователю. Таким образом, развивается самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет эффективным, по моему опыту, если строить работу с детьми в следующей последовательности: на первом этапе предлагаю детям внимательно рассмотреть коллаж (заранее подготовленный) или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены эти картинки, цифры, буквы. Далее я даю краткую информацию о содержании этого коллажа или мнемотаблицы. Я даю информацию в доступной для детей и очень интересной форме. На втором этапе идет обсуждение - задаю дополнительные вопросы и задания. На третьем этапе дети, используя коллаж и мнемотаблицу, самостоятельно составляют описательный рассказ.
Мнемотаблицы можно использовать в самостоятельной деятельности детей в играх:
1. Восстановить по памяти последовательность картинок.
2. Смешайте их с другими и выберите среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.
3. Решите, где должна располагаться «выпавшая» картинка среди других.
4. Найдите лишнюю картинку.
5. Найдите ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.
6. «Распутать» два события (две вырезанные мнемотаблицы представлены в перемешанном виде).
7. Игра «Не зевай, подними нужную картинку».
Помимо менемотаблиц и коллажей, я использую наглядные модели, условные схематические изображения природных явлений, приметы времени года. Эти модели помогают сформировать у детей обобщенное представление об основных сезонных изменениях. в природе. я использую модели в ходе совместных бесед, наблюдений (дети с удовольствием самостоятельно отмечают состояние погоды в природном уголке с помощью символов). Интересным, на мой взгляд, приемом мнемотехники является пиктограмма - буква-картинка (использую ее в своей работе для заучивания стихов и отгадывания загадок). Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствует развитию слуховой памяти, делает процесс запоминания стихотворений более содержательным и интересным. Работаю по следующему алгоритму: - читаю вслух стихотворение или загадку; - выделяем основное ключевое слово в каждой строке (представляем его в виде символа или картинки); - Я снова читаю стихотворение, но уже использую пиктограмму; - дети самостоятельно рассказывают наизусть стихотворение или загадку с помощью пиктограммы. Стоит отметить, что с применением данного приема мнемотехники связная речь детей моей группы значительно улучшилась. Дети связно, последовательно и выразительно начинали передавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составить описательный или повествовательный рассказ с использованием мнемотехники; развивать сюжетную линию, в соответствии с содержанием соединять отдельные предложения и части высказывания в описательный текст. Таким образом, можно сделать вывод, что использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает мыслительные процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.