Аксинья Анатольевна Антипина
Мнемотехника в музыкально-познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника в музыкально-познавательном развитии дошкольников
В настоящее время все большее внимание уделяется проблеме развития памяти и мышления у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных методов в этом направлении является использование мнемотехники – системы методов и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Публикация «Мнемотехника в музыкально-познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Применение мнемотехники особенно актуально в процессе музыкально-познавательного развития дошкольников. Музыкальные занятия насыщены большим количеством разнообразной информации, которую ребенку необходимо запомнить:
• - названия и авторы музыкальных произведений, прослушанных на занятиях;
• - характеристики музыкальных жанров и направлений;
• - особенности творчества известных композиторов;
• - названия и особенности музыкальных инструментов;
• - музыкальные термины и понятия;
• - тексты песен и танцевальные движения;
• - и многое другое.
Запоминание такого большого объема разноплановой информации представляет определенную сложность для детей дошкольного возраста. Использование мнемотехнических приемов значительно облегчает этот процесс.
Одним из наиболее эффективных приемов мнемотехники является использование визуальных образов – картинок, символов, схем, коллажей, которые способствуют лучшему запоминанию информации за счет создания зрительно-слуховых ассоциаций. Например:
• - При разучивании новой песни педагог может использовать картинку, изображающую её содержание. Это поможет ребенку запомнить слова, уловить эмоциональный посыл.
• - Для запоминания характера музыкального произведения можно создать графическое изображение, отражающее его темп, динамику, особенности мелодики.
• - Образ композитора также можно подкрепить визуальной опорой – портретом или символами, отражающими его творческие особенности.
• - Особенности музыкальных инструментов можно отразить в виде схем или рисунков.
Такие визуальные символы запоминаются намного легче и быстрее, чем вербальная информация. Они служат опорой для ребенка, помогают ему структурировать знания и лучше усваивать новый материал на музыкальных занятиях.
Кроме визуальных образов, эффективными мнемотехническими приемами являются :
• - Использование кинестетических движений, жестов, поз, связанных с запоминаемой информацией. Например, определенные движения могут обозначать части музыкального произведения, его темп и характер.
• - Придумывание историй и сюжетов, связывающих запоминаемую информацию. Ребенку легче запомнить сведения о композиторе, если они представлены в виде интересного рассказа.
• - Использование ритмического рисунка, рифмы – это облегчает заучивание текстов песен, названий.
• - Составление ментальных карт, опорных схем, объединяющих разные элементы содержания музыкального материала.
Применение мнемотехники на музыкальных занятиях способствует развитию у детей не только музыкальных способностей, но и познавательных процессов, памяти, воображения, мышления. Это имеет большое значение для формирования полноценной личности дошкольника.
Таким образом, использование мнемотехники в музыкально-познавательном развитии детей дошкольного возраста является эффективным методом оптимизации этого процесса. Мнемотехнические приемы помогают ребенку легче воспринимать, запоминать и усваивать новую информацию, структурировать полученные знания. Правильное применение мнемотехники позволяет качественно улучшить процесс музыкального образования и воспитания дошкольников.