Людмила Примак
Мнемотехника как современная технология речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Наблюдая за своими воспитанниками, мы отметили, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. Дети не способны связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. Также одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальной становится необходимость совершенствования методов и приёмов, использование более эффективных, научно-обоснованных путей развития речи современных детей. Одним из таких направлений является технология мнемотехники. Данная технология применяется, для того, чтобы выработать навык грамотной обработки информации, а также развивать речь без умственного и нервного напряжения.
Публикация «Мнемотехника как современная технология речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Целевые ориентиры дошкольного образования, отражающие речевое развитие дошкольников, следующие:
•ребенок достаточно хорошо владеет устной речью;
•может выражать свои мысли и желания;
•может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения;
• может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
Исходя из этого, вся работа по речевому развитию дошкольников должна быть направлена на достижение этих целей. К сожалению, как мы уже указывали ранее, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Рассмотрим спектр проблем подробно.
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
• Грамматически неправильная речь.
В статье я буду говорить о тех способах и приемах, которые понятны, доступны не только любому взрослому (педагогу или родителю, но и самому главному участнику педагогического процесса – ребенку.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, в течение многих лет я использую в своей работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Предлагаю рассмотреть факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
- Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – наглядность, которая является спецификой дошкольного возраста. Любое восприятие малышом действительности происходит на основе наглядности. Так рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
- В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Мнемотехника позволяет сделать высказывание наглядным. Таким образом, именно мнемотехника является –системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Из данного определения можно сделать вывод, что именно память является ведущим психическим процессом в дошкольном возрасте.
Работа с технологией мнемотехники опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
3. Принцип природосообразности является одним из старейших педагогических принципов. – педагогический процесс должен строиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей; – необходимо знать зоны ближайшего развития, которые определяют возможности дошкольников, также опираться на них при организации воспитательных отношений; – необходимо направлять воспитательный процесс на развитие самовоспитания, самообразования.
4. Принцип целостности. По-другому данный принцип можно назвать принципом упорядоченности. Он означает достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами педагогического процесса.
Существуют такие приемы мнемотехники как-
-работа с мнемоквадратами
-работа с мнемодорожками
-работа с мнемотаблицами.
-составление коллажей.
Я остановлюсь на таком приеме мнемотехники как мнемотаблица и покажу варианты, разработанные мной для детей разных возрастных групп дошкольного возраста.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация в виде графического или частично графического изображения персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий т. д. То есть можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить надо так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Я использую мнемотаблицы при ознакомлении с художественной литературой, на занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающем миром.
Далее покажи свои наработки.
Сказка Зимовье зверей.
Иван Бунин Листопад
Сказка Красная шапочка
Петушок и бобовое зернышко
Приметы Весны
Признаки зимы
Признаки Лета
Сказка про Комара Комаровича
Лисичка сестричка и Серый волк
Стих А. Барто Я знаю что надо придумать
Стих Ладошщиков "Весна"
Стих Суриков "Весна"
Три поросенка Сказка