Наталья Ляпина
Мнемотехника как педагогическая технология улучшения процесса запоминания информации и развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Речевое развитие» Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Мнемотехника как педагогическая технология улучшения процесса запоминания информации и развития речи» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Тема: Мнемотехника как педагогическая технология улучшения процесса запоминания информации и развития речи.
- Атуальность мнемотехники для детей старшего возраста обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Ведущая идея опыта состоит в использовании в специально организованной деятельности методов и приемов мнемотехники, способствующих развитию связной речи детей с ТНР.
Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих: успешное запоминание и воспроизведение информации; представлений об особенностях объектов природы, об окружающем мире; развитие связной речи; увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Основной «секрет» мнемотехники прост. Любое информационное сообщение фиксируется в мозге в виде ассоциации-комбинации зрительных образов. Когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Необходимо отметить большие возможности применения этого метода при работе по формированию и активизации словаря детей; развитию умения анализировать, вычленять, объединять в целое; связно составлять рассказы; пересказывать литературные произведения; заучивать стихотворения; грамматически правильно строить предложения. Поэтому я поставила перед собой цель: развить связную речь детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи посредствам использования приемов мнемотехники.
Исходя из цели, были определены задачи:
1. проанализировать научную и методическую литературу, практические материалы в области речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР;
2. выявить, соответствуют ли представления детей старшего дошкольного возраста с ТНР по развитию связной речи требованиям программы;
3. разработать и применить на практике мнемотаблицы для заучивания стихотворений детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.
Длительность работы над опытом
I этап: сентябрь 2022 – август 2023;
Описание сути опыта
Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка-символ. Таким образом, весь текст «зарисовывается» или «записывается» схематично. В практике работы мнемотаблицы и мнемодорожки я использовала как дидактический материал. Мнемодорожка – несколько мнемосхем, выстроенных в одну линию; мнемосхема – одна карточка с рисунком – символом; мнемотаблица – сюжет их нескольких мнемодорожек.
Начинала работу с детьми с обучения чтения мнемосхем Для знакомства с этим приемом сначала была организована игра «Зашифрованные слова». Вместе с воспитанниками составлялись мнемосхемы или предлагались готовые, кодировались отдельные слова или словосочетания, хорошо знакомые детям (катиться колобок по дорожке – рисуем две параллельные линии и желтый кружок (Приложение № 1 рис. 1) ; лежит мешок с иголками (Приложение № 1 рис. 2) и т. д. Дети должны «расколдовать» мнемосхему, составить предложение о том, что на ней нарисовано.
После того, как дети научились составлять словосочетания, предложения по отдельным мнемосхемам, стала использовать мнемодорожки и мнемотаблицы для заучивания стихотворения. (для примера см. Приложеие № 2). В работе использовала готовые мнемотаблицы или составленные в ходе работы После минутного осмысления детьми услышанного предлагаю им воспроизвести стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Читает ребенок, который быстрее запоминает. Если стихотворение дети читают не выразительно, прочитываю его еще раз. Предлагаю читать стихотворение по частям с опорой на мнемотаблицу нескольким детям поочередно. Этот прием использовала с детьми, медленно запоминающим стихотворение.
Помимо работы, направленной на заучивание стихотворения, на занятии решались задачи, направленные на активизацию словаря, правильное построение фраз и предложений: какой снег под горкой? Снег под горкой белый и т. д. Мнемотаблица по заучиванию стихотворения остаётся на видном месте в течение дня.
Не менее эффективным оказалось использование мнемотаблиц (см. Приложение № 3) на НОД по обучению пересказу. Качество пересказа в первую очередь оценивается с точки зрения близости литературному образцу.
Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи : совершенствуется структура речи и ее выразительность; умение строить фразы и словосочетания. Пересказ с помощью мнемотаблиц позволяет детям видеть всех действующих лиц. Сами мнемотаблицы выступают в роли плана речевого высказывания: ребенок знает, с чего он должен начать пересказ, чем продолжить и уточнить его, а также как его завершить, что позволяет уменьшить ошибки детей в передаче логической последовательности событий, в построении предложений.
Результативность и эффективность опыта
В результате проведённой мною работы на основе наблюдений замечено. Что у детей улучшилась память, дети владеют связной речью: у детей увеличился объем словаря за счет слов, не имевших места в собственном опыте ребенка; у большей части воспитанников не было грубых ошибок в передаче сюжетной линии при пересказе литературного образца.
Заключение
Подводя итоги своей работы, могу отметить, что использование приемов мнемотехники способствует успешному развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями психического развития и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, мышления. Воспитанники проявляют желание заучивать стихотворения, пересказывать сказки, составлять рассказы. У детей старшего дошкольного возраста сформированы навыки устной коммуникации, так необходимой для их адаптации в современном обществе, для дальнейшего обучения в школе. Считаю, что наработанный материал можно применять в работе с детьми с особенностями психического развития и использовать возможности мнемотехники как средства развития связной речи детей.
Список использованной литературы
1. Зайцева, Л. А. Ознакомление с окружающим миром детей с трудностями в обучении: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Л. А. Зайцева. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2011. – 100 с.
2. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В. А. Козаренко – М. : Самиздат, 2007. – 350 с.
3. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л. В. Омельченко // Логопед. – 2008. – №4. – С. 102-112.
4. Поддубная, Н. Г. Некоторые особенности непроизвольного внимания у детей с задержкой психического развития / Н. Г. Поддубная // Дефектология. – 1975. – №5. – С. 34-38.
5. Пятница, Т. В. Лексика + грамматика = … : пособи