светлана блинова
Использование современных образовательных практик как эффективное средство реализации задач ОО «Развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование современных образовательных практик,
как эффективное средство реализации задач образовательной области
Речь – убранство души.
Луций Анней Сенека
СЛАЙД 1
Публикация «Использование современных образовательных практик как эффективное средство реализации задач ОО „Развитие речи“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
…Чтобы научиться говорить, надо говорить. М. Р. Львов. Чтобы современный ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи на сегодняшний день, является одной из самых актуальных. Именно поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется созданию условий для успешной реализации образовательной области ООП ДО «Развитие речи». Включение в педагогический процесс современных образовательных практик дало нам возможность разнообразить общение с детьми, повысить интерес детей к обучению, и что немаловажно сделать педагогический процесс более эффективным.
СЛАЙД 2
Свою работу мы осуществляли в двух направлениях:
1. Теоретический блок.
2. Практическое включение современных практик в образовательный процесс.
с изучения теоретической базы.
СЛАЙД 3
Реализация первого блока осуществлялась в тесном сотрудничестве с учителем- логопедом, который организовал для педагогов в течении учебного года:
Теоретический семинар
• Тема «Новые формы организации работы по образовательной области «Развитие речи».
Семинары – практикумы :
• Тема 1 «Игровые обучающие ситуации - современный подход к освоению раздела ОП «Развитие речи»
Тема 2. «Ситуация общения» - как метод развития связной речи детей дошкольного возраста».
• Тема 3. «Эвристическая беседа»
• Тема 4. «Технология синквейна – как эффективная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста»
• Тема 5. «Творческая мастерская» – как форма работы по развитию речи детей в современной деятельности педагога
Итогом проведения семинаров-практикумов стала
«Деловая игра» - которая позволила педагогам наладить обратную связь с учителем – логопедом.
СЛАЙД 4 фото с семинаров
СЛАЙД 5
Пройдя теоретический блок, мы перешли на включение в образовательный процесс современных образовательных практик : ИОС, Ситуацию общения, эврестическую беседу, синквейн и творческие мастерские.
СЛАЙД 6
Каждая из используемых нами образовательных практик имеет свои особенности так:
ситуация общения используется во всех возрастных группа 3-4 раза в неделю;
ИОС так же используются во всех возрастных группах, но 1 раз в неделю и только во второй
половине дня.
творческая мастерская, синквейн, эврестическая беседа используются только в старшем дошкольном возрасте. У данных технологий отличается частота проведения. Так творческие мастерские проводятся 1 раз в месяц. Синквейн – 2-3 раза в неделю. Эврестическая беседа – 1 раз в неделю во второй половине дня.
СЛАЙД 7
Игровая обучающая ситуация (ИОС) – это форма речевой работы с детьми на основе полноценной, но специально организованной сюжетно-ролевой игры.
Виды ИОС:
1. Ситуации-иллюстрации (проводится в младшей группе)
Разыгрываются простые сценки из жизни детей. Например «Два друга»
2. Ситуации-упражнения (проводится в средней группе)
Дети связывают отдельные игровые действия в сюжет. Например: «Ремонт машины»
3. Ситуации-оценки (старшая группа)
Анализ и обоснование принятого решения, его оценка со стороны детей
Например: «Сказку переделать нужно»- детям предлагается переделать сказки, которые они хорошо знают. По особым правилам: заменяется место действия, герой, действие («Красная шапочка» преодолеть огромное озеро, а не лес…
4. Ситуации-проблемы (подготовительная группа)
Усвоение социальных отношений, моделирование своего поведения
Например: «Синичкин календарь» - какую помощь мы можем оказать птицам в холодный период?
( ответы детей: рассуждают, предлагают вариант решения проблемы: покормить, сделать кормушку. и т. д.)
СЛАЙД 8
Используемые нами формы ИОС всем хорошо знакомы это:
разговор педагога с детьми
игры – путешествия
игры – беседы
игры- драматизации
игры – импровизации и т. д.
Педагог при этом создает условия для овладения ребенком механизма эффективного игрового общения. И выступает, как партнер по игре.
СЛАЙД 9
Ситуация общения – специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование коммуникативных способностей детей. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой.
Выделяют следующие ситуации общения:
1. Реально – практические. Например: «Почему не закрывается (открывается) дверь?»
2. Игровые. Например: «В гостях у сороки – белобоки»
Ситуации общения:
• Планируются и организуются воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;
• длительность ситуативного разговора от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей.
Педагог так же выступает партнером по общению: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;
СЛАЙД 10
Творческая мастерская – каждому ребенку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности
Существует несколько видов творческих мастерских это:
создание рукописной книги
сочинение сказки, истории
детское словотворчество (дразнилки, рифмовки, шутки – прибаутки)
Педагог так же является партнером по общению. При этом педагогу нужно уметь: не мешать ребенку творить, быть рядом с ним, принять и понять его позицию, довериться ребенку в минуты творческого поиска, самому быть творцом, бережно относиться к результатам детского творческого труда.
Виды ситуативного разговора:
реально-практическими
игровыми
СЛАЙД 11
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.
Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.
Условные обозначения:
• слова-предметы (существительные)
• слова-признаки (прилагательные)
• слова-действия (глаголы)
• составление предложения
• обобщающее слово
СЛАЙД 12
Эвристическая беседа – вопросно-ответная форма обучения, при которой педагог не сообщает детям готовых знаний, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам (М. Н. Скаткин)
Свое название эвристическая беседа получила от греч. эвристика - отыскиваю, открываю.
Сущность эвристической беседы - постановки перед детьми 5 вопросов:
1. Что? Где? Когда?
2. Отчего? почему? Зачем?
3. Что лучше? Что правильней?
4. согласны вы с этим? Найдите ошибки?
5. как и где использовать? Что еще может интересовать?
Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечением самостоятель-ности детей в формулировании выводов и точности высказываний.
СЛАЙД 13
Использование современных нетрадиционных форм речевого общения способствует развитию у детей умения :
сотрудничать
активно слушать
высказываться
правильно перерабатывать информацию
быть активным, инициативным и самостоятельным