Наталья Ермолаева
Игра как средство интеграции задач образовательных областей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство интеграции
задач образовательных областей в дошкольном учреждении
Успешность в жизни во многом зависит от умения правильно выстраивать свои отношения с окружающими тебя людьми. Правильно выбранный стиль поведения позволяет реализовывать собственные желания. Все начинается с детства.
Детям старшего дошкольного возраста свойственно объединяться в группы, которые возникают не зависимо от влияния взрослых. По инициативе детей возникают объединения и развиваются взаимоотношения при общении в играх, в повседневной жизни, но не всегда это происходит гладко, часто дети ссорятся между собой, проявляют равнодушие. Главной задачей педагогов является научить детей правильно взаимодействовать друг с другом, поэтому тема дружеских взаимоотношений является актуальной.
Публикация «Игра как средство интеграции задач образовательных областей в ДОУ» размещена в разделах
Одной из первых задач в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, а также формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. На современном этапе работа в дошкольном учреждении строится на комплексном подходе. Взаимосвязь образовательных областей (социально-коммуникативное, физическое, познавательное, художественно-эстетическое, речевое) направлено на формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и овладение подвижными играми; становления целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
В связи с утверждением и введением в действие Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования в период модернизации дошкольного образования перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых подходов к организации воспитательно-образовательной деятельности детей в условиях дошкольного учреждения и использованию инновационных форм применения различных средств физического воспитания дошкольников.
Встала необходимость смены ориентиров образования с получения знаний и реализации воспитательных задач к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Анализ теории подвижной игры позволил представить ее обновленное содержание:
• подвижную игру необходимо рассматривать как двигательную деятельность, где раскрывается и репродуцируется в жизнь содержательный компонент образовательных областей : физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое, что обеспечивает полноценное развитие личности детей.
• в процессе проведения подвижных игр акцент с умений и навыков выполнения физических упражнений переносится на формирование общей физической культуры, развитие качеств личности, обеспечивающих социальную успешность ребенка;
• решать поставленные задачи в процессе проведения игровых действий предлагается: максимально приближаясь к разумному «минимуму», т. е. включение подвижной игры в режим дня ребенка должно быть не за счёт перенасыщения ее количеством, а с учетом индивидуальных потребностей и особенностей ребенка в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей.
1. Игры помогают детям легче овладевать знаниями, приобщает их к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям. А подвижная игра - естественный спутник в жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического и физического воспитания детей. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальный колорит обычаев, представление о чести, смелости, желание обладать силой, ловкостью, смекалкой, умение проявлять выдержку и волю.
Радость движения легко и непринуждённо сочетается с познавательном развитием. У дошкольников формируется устойчивое заинтересованное, уважительное отношение к культуре народов России, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине и преданности ей, а двигательная активность обретает характер внутренней необходимости. В народных играх нашли отражение культурные процессы взаимовлияния, взаимопроникновения, но не слияния эмоциональных культур.
В них отражаются принципы толерантного сосуществования и доброжелательного добрососедства разных людей, представителей разных народов. В татарских, чувашских, мордовских играх есть общие герои, аналогичные сюжеты, похожие правила. Например игра «Дедушка-рожок» русская народная и чувашская игра «Рыбки», где дети выполняют одни и те же правила, (перебегают с одной стороны на другую).
В научной литературе существует такой термин, как «детская субкультура». В широком смысле он включает в себя всё, что создано в человеческом обществе для детей и детьми. Это некоторое культурное обобщение социально-психологического опыта, накопленного в детском сообществе на протяжении длительного времени и передающегося из поколения в поколение. Анализ работ известных педагогов позволяет выделить отдельные компоненты детской субкультуры:
- детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, страшилки)
- детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, перевёртыши)
- словотворчество (придумывание своих слов, шифров)
-детское коллекционирование и собирательство, которое перерастает в процесс создания сокровищниц и секретиков;
- дворовые игры.
Дворовые игры – это одна из разновидностей игр с правилами. Например, подвижные игры «Салочки», «Жмурки», а также игры, в основу которых положен сюжет «Казаки-разбойник», «Гуси лебеди».
Чем сегодня занимаются дети выходя во двор? Это довольно стандартный набор способов времяпрепровождения, дошкольники в основном играют в песочнице, катаются на качелях, каруселях, горках, велосипедах. Хотя иногда и играют в классики, прятки, но набор этих игр ограничен. Поэтому мы пришли к мысли, что нужно вернуть дворовые игры в субкультуру современных детей, так как эти игры способствуют не только укреплению физического здоровья, но и развитию коммуникативных навыков, чувство локтя и других значимых качеств.
Ребята более старшего возраста являются носителями и хранителями дворовых игр. Их задача заключается в том, чтобы научить таким играм младших : при этом развиваются коммуникативные навыки, умение планировать свои действия, а так же совершенствуется речь (объяснение младшим). Благодаря игровой ситуации раскрепощаются замкнутые и не общительные в обычной жизни ребята. При этом младшие играют на равнее со старшими.
Таким образом, ребёнок проходя школу «дворовых игр» осваивает заложенные способы и формы взаимодействия, которые он в дальнейшем будет использовать в жизни: он учится ориентироваться в сфере человеческих отношений, понимать смысл и задачи человеческой деятельности. Всё это происходи в естественной и максимально доступной для детей форме.
Наше дошкольное учреждение также заинтересовалось данной темой и решило изучить более подробно. С родителями был проведен мастер-класс «Игры детства», где мы вспоминали и даже проигрывали элементы дворовых подвижных игр. Затем был проведен День семейного общения, где родители совместно с детьми играли в дворовые детские игры. Изучали и играли с детьми на прогулке в дошкольном учреждении. Сейчас создается картотеку с описанием детских дворовых игр по возрастным категориям.
В последнее время исследователи в области физического воспитания и мы педагоги большой интерес проявляем к проблеме дифференцированного подхода в процессе воспитания мальчиков и девочек. В своих работах они отмечают, что содержательная сторона самостоятельной двигательной активности девочек и мальчиков имеет свою специфику, объясняя это разными интересами детей разного пола.
Так в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения, упражнения силового характера (бег, метание, которое исторически было прерогативой мужчин, лазание, борьба, спортивные игры («Боевые петухи», «Борьба в квадратах», «Перетягивание каната», «Разрывные цепи» и другие силовые упражнения). Девочки предпочитают игры более спокойного характера: с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейки, «Скакалка-подсекалка», «Зеркало», «Классики», упражнения с обручами, с мячом.). На это следует обратить внимание и применять в практической деятельности.
Можно отметить, что подвижная игра служит одним из средств профилактики социальной неуверенности ребенка, поскольку, играя он :
1)моделирует отношения в наглядно-действенной форме, начинает лучше в них ориентироваться;
2) преодолевает личностный эгоцентризм, начинает лучше осознавать себя, возрастают его уверенность в себе и способность действовать в коммуникативных ситуация;
3) имеет выход своей агрессивности, страхам, повышает свою эмоциональность и выравнивает импульсивность;
4) формирует реальные отношения сотрудничества со сверстниками, приобретает позитивный опыт совместных действий, а значит - развивает свою социальную уверенность;
5) осваивает новые способы поведения в проблемных ситуациях и усваивает их;
6) развивает свое «зеркальное Я», учится оценивать себя глазами других, а также поступки других людей, соотнося их со своими понятиями о нравственности и моральных нормах поведения и т. д.
Таким образом мы видим, что социально-коммуникативное развитие неразрывно связано с физической культурой, а именно её частью – подвижными играми, которые воспитывают у ребёнка умение общаться с другими детьми, патриотические и нравственные качества. Развиваются организационные качества.