Елена Василькина
Мир эмоций
СИСТЕМА РАБОТЫ СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОЕКТ «МИР ЭМОЦИЙ»
Цель:
Ознакомление детей с разнообразным миром эмоций, понимать свои чувства и чувства других людей.
Воспитание умения устанавливать причинно-следственные связи между событиями жизни, переживаниями и выражением лица человека, умения чувствовать настроения в музыке и цвете, умения пользоваться своеобразной «азбукой чувств».
Задачи:
1. Способствовать развитию эмоционально-ценностной сферы дошкольников.
Публикация «Мир эмоций» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
2. Дать представление детям о схематическом изображении эмоций, привлекать детей к их воспроизведению.
3. Стремиться к тому, чтобы дети умели и учились адекватно реагировать на ситуации и события.
4. Способствовать формированию у дошкольников умения реально воспринимать мир.
5. Формирование умения контролировать детей свое эмоциональное поведение, удерживаться от импульсивных проявлений.
6. Дать представление родителям об эмоциональном мире ребенка; уметь правильно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка.
Актуальность:
Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями поведения и эмоционально-личностного развития. У многих детей снижается самооценка, возрастает уровень агрессии. Чтобы помочь преодолеть эти трудности, научить детей адекватно реагировать на ситуации, события, ориентироваться в состояниях, настроениях окружающих людей, научить регулировать свое эмоциональное поведение, мною был разработан проект «Мир эмоций» как компонент валеологического воспитания в системе работы по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников нашего СП.
Своеобразие системы работы:
Своеобразие моей системы работы я вижу в том, что развивая эмоционально-ценностную сферу воспитанников, я использую различные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми и их родителями. Так как посредством погружения в жизненные ситуации можно сформировать у ребенка умение управлять эмоциями, заботиться о своем психическом здоровье, научить сопереживать и понимать чувства окружающих.
Методы работы:
• Беседы по теме «Мир эмоций» (рассматривание пиктограмм).
• Занятие на тему «Школа эмоций».
• Дидактические игры: «Школа клоуна Кости», «Создай настроение», «Мой день», «Найди пару», «Собери человечка», «Калейдоскоп эмоций» и др.
• Создание и ведение дневника настроения ребенка и воспитателя.
• Решение проблемных ситуаций по типу: «Что надо сделать, чтобы изменить настроение ребенка?», «Что нужно изменить, чтобы день стал счастливым?» и т. д.
• Эмоционально-экспрессивные упражнения : «Какое настроение у сказки», «Радуга настроения», «Почему я веселый?», «Почему я грустный?».
• Прослушивание музыкальных произведений и соотнесение их с определенным эмоциональным состоянием : Бетховен «Лунная соната», Брамс «Колыбельная», Фрид «Веселый скрипач», Штраус «Вальсы». Проведение совместных детских праздников с родителями.
• Занятия по изобразительной деятельности на тему «Мир эмоций» (соотношение цвета и эмоционального состояния детей). Выставка творческих работ детей по теме проекта.
• Упражнения психологической разгрузки: «Я спокоен», «Яблонька» и др.
• Работа с родителями (консультации, беседы, работа за круглым столом по теме «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста». Проведение с ними семинара -практикума по теме «Психологическое здоровье дошкольников»).
Проблема проекта:
Как свидетельствует практика, во многих дошкольных учреждениях работа планируется таким образом, что приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка, отодвигая на второй план становление эмоциональной сферы, вследствие чего часто нарушается гармония развития будущей личности. Эмоции выполняют адаптивную и оценочную функцию. Они связаны с потребностями ребенка, в них представлено соответствие поведения ребенка его основным потребностям, интересам и ценностям. Поэтому эмоционально-чувственные реакции, эмоционально-чувственные состояния ребенка считаются основным катализатором осознания своей индивидуальности, своего «Я».
Ожидаемые результаты проекта:
1. Повысить у воспитанников уровень эмоциональности и умения контролировать свои эмоции, развить эмоционально-ценностную сферу.
2. Изменить отношение родителей к проблеме «Психологическое здоровье дошкольников».
3. Повысить профессиональный уровень педагогов.
Оценка эффективности проводится по 3 направлениям:
воспитатель – дети - родители, посредством бесед, наблюдений, изучения и анализа результатов проекта.
После окончания проекта проводится анкетирование участников по оценке эффективности проекта.
Выводы:
Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников в рамках проекта «Мир эмоций» позволяет:
1) развивать эмоционально-ценностную сферу воспитанников, повысить уровень их эмоциональности;
2) сформировать у детей умение регулировать свое эмоциональное поведение;
3) научить детей адекватно реагировать на различные ситуации, события, проявления эмоций окружающих;
4) приобщить родителей к решению проблемы сохранения психологического здоровья дошкольников;