Надежда Ивановна Муравьева
Проект «По дороге эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Одна из главных целей современного образования сегодня – научить человека осмысленно ориентироваться в окружающей социальной среде, в меняющихся социальных отношениях, в людях, в их поведении. Другими словами, чтобы стать востребованным специалистом и просто счастливым человеком, необходим развитый социальный и эмоциональный интеллект, который начинает развиваться уже в дошкольном возрасте.
Направленность
Публикация «Проект „По дороге эмоций“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Социально-коммуникативное развитие как одна из образовательных областей по ФГОС направлена как раз на развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольника.
Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей, который обеспечивает адаптацию личности и гладкость в отношениях с людьми.
Эмоциональный интеллект – это ментальные способности, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.
Проблемное поле
Существует ряд проблем в данном направлении и одна из таких проблем низкая компетентность родителей и педагогов в понимании значимости развития социального и эмоционального интеллекта.
Как правило, родители уделяют большое внимание письму и навыкам чтения ребенка, нежели другим важным моментам. Однако возникают страхи у родителей по поводу самостоятельности ребенка и адаптации к школе. Родители знают, что делать и куда обратиться, чтобы научить ребенка читать и писать, а со вторым наиболее важным моментом возникаю сложности.
Цель: развивать социальный и эмоциональный интеллект дошкольников и повышать компетентность родителей и педагогов.
Задачи:
Расширять представление детей об эмоциях и чувствах.
Развивать умение выражать эмоциональные состояния при помощи мимики и пантомимики, ознакомление с причинами их возникновения, обучение элементарным способам регуляции и контроля.
Воспитание бережного отношения к чувствам и настроениям другого человека.
Формировать представление о хороших и плохих поступках
Познакомить детей с музыкальными произведениями, передающими разное настроение людей.
Понимать собственное эмоциональное состояние.
Эффективность: общение и взаимодействие не будет эффективными, если их участники не смогут понимать эмоциональное состояние друг друга и управлять собственными эмоциями. Это, в свою очередь, ведет к снижению способности у детей воспринимать социальные ситуации и правильно их прогнозировать.
Все это говорит о необходимости развития социального и эмоционального интеллекта.
Однако прослеживаются проблемы в компетентности как родителей так и педагогов в данном направлении, а следовательно нет системы и целостной направленности развивать социальный и эмоциональный интеллект.
Данный проект носит системный и целостный характер внедрения для развития социального и эмоционального интеллекта.
Новизна: системно и целенаправленно развивать понимание эмоций, понимание языка невербального общения, успешно прогнозировать поведенческие реакции в заданных обстоятельствах, что способствует успешность социальной адаптации.
Составляющие совместной партнерской деятельности педагога с детьми: работа за «круглым столом», свободное перемещение и общение, открытое окончание деятельности, выбор интересного для детей содержания.
Тип проекта : средней продолжительности.
Участники проекта : дети старшего возраста, педагоги, родители воспитанников.
Этапы реализация проекта.
1 этап подготовительный.
Планирование работы.
Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание пиктограмм эмоций, сказки для накопления положительного образного опыта, подбор загадок, самостоятельные суждения, интернет).
Подобрать и систематизировать наглядно-методической материал по теме.
Подбор аудиозаписи музыкальных произведений.
Диагностика в начале и в конце проекта по методике «Исследование социального интеллекта» Л. Ф. Фатиховой и А. А. Харисовой.
Проанализировать полученные результаты диагностики.
2 этап основной
Работа с детьми строилась в трех направлениях:
Первое направление: совместная деятельность с педагога-психолога и музыкального руководителем через систему занятий по программе М. А. Федосеевой «Развитие социального интеллекта у детей 5-7 лет».
В данном направлении использовались следующие приемы и методы: беседы, максимальное поощрение фантазии и творческого подхода, проигрывание ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов и др.
Второе направление: совместная деятельность с педагогами и воспитанниками через дидактические игры, беседы по просмотренным мультфильмам или прослушанных сказок.
Третье направление: совместная деятельность с родителей и детей через интерактивные игры, раскраски и беседы.
Работа с родителями в основном строилась через раздаточный материал в виде памяток и буклетов, а так же был проведен семинар – практикум «Куда приводят эмоции или как ими управлять», а так же работа через блог https://psyrazvitie.blogspot.ru/
С педагогами было проведено несколько семинаров-практикумов по темам: «Эмоциональное благополучие детей в группе ДОУ», «Куда приводят эмоции или как ими управлять».
3 этап заключительный
Диагностика по методике «Исследование социального интеллекта» Л. Ф. Фатиховой и А. А. Харисовой и анализ полученных результатов.
Презентация полученного результата в виде представление опыта по теме проекта в рамках ДОУ и публикации в научных изданиях.
Результаты проекта :
Сборник рецептов отличного настроения (шутки, упражнения, развлечения, игры).
Фотографии занятий и путешествий.
Составление картотеки игр на развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольника.
Создание авторских интерактивных игр для детей на развитие закреплений полученных знаний об эмоциях.
Создание блога и выкладка информации для родителей, педагогов и детей.
Выводы: в ходе реализации проекта в старшей группе дети научились лучше определять эмоции, контролировать их, понимать поведение людей.
Перспектива:
Однако работа в данном направлении будет продолжаться и в дальнейшем. Планируется создать экран эмоций, видеофильмы с проблемными ситуациями разработать авторскую программу, а так же проводить работу с родителями и педагогами по данной теме.