Нина Аскерова
«Мир удивительных камней». Комплексное занятие в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умения видеть красоту природы в обыденном, в самом невзрачном.
Задачи:
образовательная: закрепить знания детей о неживой природе, расширять представления о взаимосвязях с ней, познакомить с нетрадиционной техникой рисования - на камнях;
развивающая: развивать у детеймыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас;
воспитательная:воспитыватьуважительное,осознанно-правильное отношение к природе, интерес к познанию.
Публикация «„Мир удивительных камней“, Комплексное занятие в старшей группе» размещена в разделах
Материал: шкатулка с камнями, оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупа, гвоздик, монета, стакан с водой, мел, гуашь, кисти.
Используемые технологии: ТРИЗ (мнемотаблицы, ИКТ (ММ презентация, технология исследовательской деятельности (опыты, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми (разновозрастная группа, здоровьесберегающая технология (физкультминутка, упражнение с перышком, технология игрового обучения (шкатулка от Хозяйки Медной горы, технология развивающего обучения (выводы детей о результатах опытов)
Методы и приё мы:
словесные: беседы, вопросы к детям, рассказ воспитателя, уточнение;
наглядные: рассматривание, демонстрация;
практические: опытно-экспериментальная деятельность, рисование.
Предварительная работа:
чтение художественных произведений о камнях Н. А. Рыжова «О чем шептались камешки», чтение сказки П. П. Бажова «Каменный цветок», просмотр одноименного мультфильма, рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка д/с, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест)
Ход:
Дети играют в группе. Воспитатель подходит к небольшой группе детей и начинает играть с ними в д/игру «Поезд» (или «Цепочка слов») (книга – ручка – машина – черепаха – глобус – шкатулка). Далее все дети включаются в игру.
Воспитатель: Посмотрите, что я вам принесла (шкатулка). Мне передала её Хозяйка Медной горы, помните, мы читали о ней сказку и смотрели фильм? Одному ребенку предлагается поднять шкатулку и определить, какая она по весу.
-Как вы думаете, что в ней может находиться? (ответы детей)
-Посмотрим? (воспитатель с детьми рассматривает содержимое шкатулки)
-Что это? (камни) Как вы думаете, нужны ли кому-нибудь камни? (ответы детей) -Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, на море). Хозяйка Медной горы передала нам обычные камни и попросила украсить их рисунком. Украсим?
-Но прежде мы поговорим о камнях и узнаем их свойства. А для этого я приглашаю вас в лабораторию.
-Как вы думаете, для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты). Кто проводит опыты в лаборатории? (Ответы детей)
- Посмотрите, нас встречает заведующий лабораторией (ребенок в белом халате). Он предлагает нам провести опыты. Хотите вы превратиться в учёных, исследователей? (Ответы детей)
Дети младшего возраста с помощью воспитателя проводят опыты, а старшие – помогают, объясняют, делают выводы.
Опыт 1. Какой камень на ощупь? (гладкий, шероховатый)
Опыт 2. Что можно сказать о цвете камней? (они разноцветные)Положите перед собой камень и рассмотрите его под лупой, что вы видите? (дети рассказывают, что увидели)
Воспитатель: Уважаемые исследователи, приглашаю вас подойти ко мне. Давайте построим гору из камней.
Физкультминутка «Гора».
Стоит гора – старушка (подняли руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Ее ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Ее дождик поливает (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам, качают головой)
И каждый день, и каждую ночь катятся, катятся камешки прочь (дети расходятся по сторонам)
Раскатились камешки, и с той поры ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место)
Воспитатель:Заведующий лабораторией предлагает нам продолжить опыты.
Опыт 3. Проверим камень на твердость.
–Поцарапайте камень ногтем, попробуйте поцарапать гвоздем или монеткой. Что можно сказать о камне, какой он? (твердый)
- Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:«Белый камушек растаял, на доске следы оставил». О каком камне говорится в загадке? Мел – тоже камень. Найдите среди камней мел и покажите его мне. Как вы думаете, чем он отличается от других камней? (белый, оставляет следы, им можно рисовать) -Скажите, какой он по твердости? Попробуйте провести по нему гвоздем или сломать (он мягкий и хрупкий, ломкий).
Опыт 4. Плавучесть камней. Ребёнок берет камень, опускает в стакан с водой, наблюдает, что происходит, объясняет результат наблюдения. (утонул, потому что тяжелый).
Опыт 5. Легкий, тяжёлый. Предлагает подуть на перышко и на камень (не сдувается, значит, тяжёлый). Однако, находясь в воде, перемещается, как в море, так и в реке.
Воспитатель, используя мнемотехническую схему (символическую аналогию) предлагает детям рассказать о свойствах камней.
Воспитатель демонстрирует ММ презентацию (из 9 слайдов) «Изделия из камня».
Воспитатель:Из камней делают украшения и разные предметы. Не правда ли, очень красиво?А еще на камнях с гладкой поверхностью можно рисовать. Мы попросим гостей помочь украсить камни для Хозяйки Медной горы. Уже наступила весна и на нашем участке жучки проснулись от зимней спячки. Чтобы им не было скучно, предлагаю вам нарисовать им друзей.
Воспитатель предлагает каждому взять по камню и гуашью нарисовать жуков, украсив их дополнительными деталями на выбор. Ассортимент деталей подобран для мальчиков и для девочек.
Воспитатель:–Какие красивые жуки у вас получились, придумайте каждый имя своему жучку и подумайте, где на участке вы бы его разместили? А теперь расскажите мне, что вам сегодня больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей).