Ирина Питихачная
Игровое занятие «Об удивительных превращениях пищи в нас» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
1. Познакомить детей с пищеварительным трактом, его основными отделами, показать важность работы, учить детей понимать свой организм, его потребности.
2. Закрепить знание детьми названий и местоположения различных внутренних органов человека, значение каждого органа для его жизни и здоровья.
3. Познакомить детей со способами бережного отношения к своему организму.
Предварительная работа: Курс занятий и бесед : "Мой организм", "Мои чувства", "Мои мысли", "Мои поступки", "Мои умения".
Публикация «Игровое занятие „Об удивительных превращениях пищи в нас“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Продукты питания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Активизация словаря: Пищеварительный тракт, пищевод, желудок, печень. почки, легкие, кишечник, желудочный сок, пищеварение. перст, двенадцатиперстная кишка.
Методические приемы: Эксперимент с яблоком, беседа о пищеварительном тракте, рассматривание плаката с изображением пищеварительного тракта, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях; дидактическая игра "Найди ошибку", решение кроссворда.
Оборудование: плакат с изображением пищеварительного тракта, детские энциклопедии: "Наше тело", "Как живет человек", иллюстрированный атлас для детей "Анатомия человека", "Анатомический фартук", лента длиной 7 метров, яблоки для всех детей, заготовка для решения кроссворда.
Ход занятия
Воспитатель:
- Дети, мы недавно с вами завтракали. Кто-нибудь голоден, хочет есть? Значит мы сыты. А почему мы не хотим сейчас есть? Но куда же делась пища, которую мы ели недавно? Что с ней произошло?
Ответы детей.
- Нет, она лежит в животике, как в сундучке. С нею произошли чудесные превращения. Рассказать, какие? Сейчас с помощью волшебной палочки я превращу вас в следопытов, и мы отправимся открывать тайну исчезнувшей пищи.
Пища вначале попадает в рот. Значит, проникнув туда, мы найдем дорогу, по которой ушла пища. Во рту живет язык - строгий охранник, но он нам не страшен, так как мы не горькие и не испорченные или ядовитые продукты. А что еще есть во рту? Зубы. Они работают, как жернова, хорошо перемалывают и пережевывают пищу. Это очень важная работа. А вы замечали, что у нас во рту всегда мокро? Это слюна, она постоянно выделяется в небольшом количестве и смачивает пищу, а язык помогает протолкнуть ее внутрь.
Я вам дам сейчас по кусочку яблока, но вы сразу не глотайте его, а сначала дайте поработать зубкам и язычку. Разжевали? Как вам кажется, слюна смочила яблоко во рту?
А теперь сделайте глотательное движение и проглотите яблоко. Получилось? И куда же оно улетело, ведь во рту его больше нет? А полетело оно в маленькую пещерку. Вот такую, как изображена на этом рисунке. По пищеводу пища попала в желудок. Он у каждого человека расположен сразу под ребрами. Потрогайте рукой. Нашли свой желудок? И у меня есть желудок вот здесь. А у тебя где желудок? Правильно.
И вот пища, наше яблоко, попала сейчас в желудок. Здесь есть специальная жидкость. Она называется желудочный сок. Этот сок постепенно пропитывает пищу и растворяет даже ее твердые частички. Но когда в желудок попадает хорошо пережеванная пища, ему легче с нею справиться. Вот поэтому всегда нужно хорошо, тщательно пережевывать все, что вы едите. Желудок начинает работать. Он своими стенками мнет, растирает и перемешивает пищу. Как будто варит ее. Вот и называют этот процесс пищеварением- варением пищи.
Когда пища хорошо переварится, она переходит в тоннель с мягкими ворсистыми стенками. Этот тоннель называется кишка. Вот она посмотрите на рисунок. Видите, какая она длинная- 7 метров. Вот у меня лента, в ней как раз 7 метров. Давайте ее растянем. Какая длинная! Но в теле человека она свернута. Посмотрите на рисунок. Сначала переваренная пища из желудка проходит путь длиною, равной ширине 12 пальцев. Раньше, в старину, пальцы называли перстами. Потому и эту часть кишки называют двенадцатиперстной. Никита, Соня, подойдите сюда и положите на ленту ваши пальчики (по четыре, без большого пальца). Никита, положи две руки, а ты, Соня, одну. Полина, посчитай, сколько пальцев всего положили ребята. Двенадцать. Вот такая длина двенадцатиперстной кишки. В ее стенках находятся отверстия, в которые втекает желудочный сок из поджелудочной железы и печени, он смачивает и растворяет пищу.
А дальше все начинают еще активнее трудиться: и стенки кишки, и ворсинки, и печень. И все разбирают себе питательные вещества: питается кровь и разносит все полезное по всему организму, в толстой кишке образуются витамины. И, наконец, от пищи остается то. что никому не нужно. Вот тогда мы и бежим в туалет. Это тоже нужно делать во время, чтобы организму было легче и чтобы он сам себе помогал, и мы ему помогали, но иногда все-таки может заболеть живот. А если живот заболел, то можно себе помочь. Есть такая гимнастика под названием "Заболел живот- почеши ухо". При помощи массажа ушной раковины можно значительно улучшить самочувствие человека, так как существует связь между внутренними органами и ушной раковиной.
Массаж ушных раковин.
1. Загибание вперед ушных раковин- 5 раз.
2. Оттягивание мочки уха вниз (число движений соответствуют возрасту).
3. Легкое поглаживание и растирание ушных раковин ладонями.
- А сейчас я предлагаю игру "Вопрос- ответ".
1. Почему мы хотим есть?
2. Отчего становятся толстяками?
3. Почему еда бывает разной по вкусу?
4. Почему урчит в животе?
5. Почему заболит живот, если начинать бегать сразу после еды?
Сегодня мы с вами познакомились с тем, как функционирует пищеварительный тракт, из каких отделов он состоит. Давайте еще раз повторим эти отделы (пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкий и толстый кишечник).
- На предыдущих занятиях мы с вами познакомились с другими внутренними органами человека. Давайте вспомним их название и местоположение (сердце, легкие, печень, почки).
С помощью "Анатомического фартука" проверим, все ли хорошо запомнили?
Дидактическая игра "Найди ошибку".
- Для того чтобы проверить и закрепить все, что мы с вами изучили, предлагаю вам решить кроссворд.
Задания к кроссворду.
1. Орган, который очищает кровь? (Печень)
2. Где живет доброта, чистота, любовь? (Сердце)
3. В какой внутренний орган попадает воздух? (Легкие)
4. Назовите орган выделения? (Почки)
5. Из какого вещества состоит тело человека более, чем наполовину? (Вода)
6. Где происходит пищеварение пищи? (Желудок)
7. Что в организме человека имеет длину более чем 7 метров? (Кишечник)
Какое получилось ключевое слово? (Человек)
- Знания человека о своем теле, организме позволяет всем нам определить свои возможности и способности, заботиться о своем здоровье, понимать, сопереживать, сочувствовать другим людям.
А теперь мы с вами пойдем гулять, ведь гулять нам очень полезно!