Брыксина Наталия
Проект «Мир насекомых глазами ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «Мир насекомых глазами ребенка»
Продолжительность проекта – краткосрочный (недельный).
Тип проекта - творческий, познавательно - исследовательский.
Участники проекта- дети средней группы, воспитатель, родители.
Основная проблема проекта
– формирование общего представления детей о насекомых, понимание и видение окружающего мира, эмоционально-ценностное отношение к живым организмам.
Актуальность
Публикация «Проект „Мир насекомых глазами ребенка“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Темочки
- формирование у детей экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. Сформировать у детей представление о насекомых, их пользе или вреде, развить творческую способность и поисковую деятельность.
Цель проекта :
формирование представлений о жизни насекомых, характерных признаках, роли человека в жизни насекомых.
Задачи проекта :
Для детей:
1. Активация мыслительной поисковой деятельности детей.
2. Формирование интереса к насекомым и бережного отношения к ним. 3. Расширять знания об окружающем мире, о пользе насекомых в природе.
4. Развитие творческих и исследовательских способностей детей.
Для воспитателя :
1. Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
2. Стимулировать творческую активность детей.
3. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Для родителей:
1. Привлекать родителей к совместным наблюдениям с детьми.
2. Побуждать выражать своё эмоциональное отношение к окружающему миру через продуктивную деятельность.
Планирование:
1. Наблюдения за насекомыми.
2. Непосредственно образовательная деятельность.
3. Чтение художественной литературы.
4. Дидактическая игра «Соедини точки и узнай кто изображён на рисунке».
5. Прослушивание аудиозаписи Виктор Пелевин «Жизнь насекомых».
Просмотр мультфильма В. Г. Сутеева «Подгрибом», «Кораблик».
1. Наблюдение за насекомыми.
Целевая прогулка на территории детского сада.
Задачи:
Способствовать систематизации представлений о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания, учить бережно относиться ко всему живому.
Название деятельности Содержание, цель
Наблюдаем за насекомыми Цель —закрепить знания о насекомых, их образом жизни, условиями для жизни.
Ход наблюдения:
Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся. Понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром.
Художественное слово:
У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок.
Если муха прилетит —
Паутина задрожит,
И охотник из засады
За добычей прибежит.
Е. Стюарт
На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Ребята наши — муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом.
- Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов.
- Спросить, чем питаются насекомые, кто питается ими.
- Какая польза от них и вред?
- Что необходимо насекомым для жизнедеятельности?
Опыты, эксперименты Опыт «Что в пакете?».
Цель: выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха.
Ход опыта: Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают. Чем похожи и чем отличаются вода и воздух? Сходства - прозрачные, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда, в котором находятся. Различия - вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух - невидим, невесом.
Игры Дидактическая игра ""Звукоподражание"
Цель — закрепить произношение отдельных звуков.
Ход игры: воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание.
"Угадай по описанию"
Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Ход игры: — воспитатель описывает насекомое, дети угадывают.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук: "Построй муравейник" — построить из сухих травинок.
Подвижная игра "Змейка". Цель — научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.
Ход игры: Дети выбирают водящего, берутся за руки и бегут по извилистому направлению вслед за водящим. Во время бега двое из играющих высоко подымают соединенные руки, предоставляя водящему пробраться под ними, — благодаря этому в цепи образуется выемка.
Попавшему в эту выемку необходимо тотчас же обернуться для того, чтобы цепь получила прежний вид. Далее водящий пробирается через руки всех участвующих в игре, причем к цепи образуется ряд выемок, благодаря чему получается форма змейки.
2. Образовательная деятельность
Рисование «Насекомые луга». (Нетрадиционные техники рисования)
Задачи:
- знакомить детей с насекомыми луга, развивать представление о их многообразии ;
- учить самостоятельно создавать образ насекомых, используя нетрадиционные формы рисования (восковые мелки + акварель);
- совершенствовать технические навыки, формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму красок;
- развивать мелкую моторику рук; развивать диафрагмальное дыхание, развивать эстетическое восприятие окружающего мира посредством аудио и визуального ряда; вызвать эмоциональный отклик на результаты своего творчества; воспитывать любовь к природе.
Аппликация «Божья коровка»
Цель:
Учить детей вырезать трафареты божьей коровки и украшать его.
Материалы: зеленый картон, черные круги большие (брюшко, черные круги маленькие (голова) Красные круги, черные и белые конфетти для точек и глазок, клей, ножницы, черные фломастеры, игрушка, изображающая божью коровку, крупная иллюстрация.
3. Чтение художественной литературы
Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Цель: познакомить детей с литературным произведением.
Раскрашивание раскрасок с изображением насекомых.
Цель: развитие мелкой моторики рук. Учить подбирать цвета в соответствии с тем или иным насекомым.
4. Дидактическая игра «Соедини точки и узнай кто изображён на рисунке.
Цель: развивать точность движения руки, воображения.
5. Прослушивание аудиозаписи Виктор Пелевин «Жизнь насекомых»,
просмотр мультфильма В. Г. Сутеева «Подгрибом», «Кораблик".
Цель:
развитие музыкального слуха, представлений детей о насекомых, вызвать интерес и положительные эмоции.
Домашние задание для родителей: изготовление аппликации «Бабочка».
Продукты проекта :
• выставка рисунков и аппликации.
• выставка познавательной и художественной литературы о насекомых, энциклопедий, журналов.
Рефлексия:
Воспитатель задает вопросы детям по пройденной теме с целью закрепления материала.
1. Для выяснения что интересного узнали?
2. Что нового открыли для себя ребята?
3. Что больше всего запомнилось?
Результативный этап.
Задачи по накоплению у детей представлений о многообразии насекомых, формированию интереса к насекомым и бережного отношения к ним, можно считать выполненными, так как:
познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.
В заключение работы над проектом «Мир насекомых глазами ребёнка» следует сделать вывод:
Для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразие форм и методов работы:
литературно-художественный, музыкальный, изобразительный, наглядный, беседы;
Работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности.
Задачи по накоплению у детей представлений о многообразии насекомых, формированию интереса к насекомым и бережного отношения к ним, можно считать выполненными, так как:
познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
дети готовы охранять и защищать насекомых;
у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.