Симакова Наталья
Познавательно-исследовательский проект «Мир глазами детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию я хочу представить,
познавательно – исследовательский проект: «Мир глазами детей»
,который я провела с детьми младшего дошкольного возраста.
Тип проекта: краткосрочный, групповой, исследовательский.
Срок реализации проекта: 2 недели
Участники: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Проблема: низкий уровень познавательной мотивации.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Мир глазами детей“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Актуальность: Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности – один из основных принципов дошкольного образования, утверждённых ФГОС. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения в школе. Интерес дошкольников к окружающему миру, желание познать и освоить всё новое – основа формирования этого качества. На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современной педагогики. Очень важно развивать у детей мышление, речь, внимание и вообще пробудить интерес к окружающему миру.
Цель проекта: создание условий для, развития познавательной активности, через экспериментально – исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
• Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста;
• Формировать у детей познавать интерес к окружающему миру;
• Развивать интерес к исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат: Будет сформирован интерес к исследовательской деятельности, разовьётся познавательный интерес в различных видах деятельности и к окружающему миру.
1.Подготовительный этап.
Подборка материала по данной проблеме. Создание картотеки опытов со снегом, водой.
Изготовление познавательных игр. Привлечь родителей для совместной деятельности, с детьми.
2. Реализация проекта. Я разделила на несколько рубрик: «Учимся играя», «Безопасность в группе», «Водичка, водичка!», «Снег – снежок!», «Работа с родителями»
«Учимся играя…»
Беседа – опыт «Угадай на вкус»;
Беседа – опыт «Спрячь козлёнка»;
Беседа – опыт «Чудесный мешочек»;
Беседа – опыт «Определи, на чём играю»;
«Безопасность в группе»
Беседа – опыт «Дверь может быть опасной»;
«Водичка, водичка!»
Беседа – опыт «Вода льётся»;
Беседа – опыт «Тонет - не тонет»;
Беседа – опыт «Разноцветная водичка»;
«Снег, снежок»
Наблюдение за снегом «Снег, какой он?»
Беседа – опыт «Таяние снега»;
Беседа – опыт «Можно ли пить талую воду?»
Беседа – опыт «Можно ли снег раскрасить?»
Работа с родителями
Консультации: «Организация детского экспериментирования дома», «Особенности экспериментирования»;
Памятки для родителей «Варианты совместной деятельности», «Чего нельзя, а что нужно…», домашнее задание «Экспериментируем дома».
3. Заключительный этап:
Создана картотека опытов «с водой», «со снегом», сделаны: познавательная игра «спрячь козлёнка», «чудесный мешочек».
Результативность
У детей сформировался интерес к исследовательской деятельности, повысилась познавательная активность, развились познавательные интересы в различных видах деятельности и к окружающему миру.
ПРИЛОЖЕНИЕ КО 2 ЭТАПУ
«Учимся играя…»
Беседа – опыт «Угадай на вкус»
Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.
Подготовка к игре. Детям предлагается овощи и фрукты. Они с закрытыми глазами угадывают на вкус и называют.
Беседа – опыт «Спрячь козлёнка»
Цель игры: упражнять детей в умении находить нужную форму и накладывать ее на изображение, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь и мышление.
Перед опытом предлагается поиграть в подвижную игру "Козлята и волк". Воспитатель берет игрушку волка и прячет ее за спиной. Детям предлагается превратится в козляток.
Воспитатель:
Вот козлята скок да скок-
Поскакали на лужок
Зарезвились, заигрались,
Свежей травки пощипали.
Вдруг выходит серый волк,
Он зубами щелк да щелк,
Ну козлята разбегайтесь,
Волку в лапы не давайтесь. (Появляется игрушка волка).
Дети прячутся в домики (руки над головой).
Ребята, а теперь давайте поможем нашим козляткам спрятаться от волка.
Садятся за столы и подбирают «двери» по цвету и форме - прячут козлят.
Беседа – опыт «Чудесный мешочек»
Цель: развивать тактильные чувства, учиться на ощупь определять предмет и называть его.
Ребенок выходит к столу и на ощупь угадывает предмет и называет его.
Беседа – опыт «Определи, на чём играю»
Цель: учить детей различать по звучанию бубен, барабан, погремушку, колокольчик, металлофон.
Оборудование: ширма, погремушка, бубен, барабан, колокольчик, деревянные ложки,
Дети сидят полукругом. Перед ними на столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты (погремушка, бубен, барабан, деревянные ложки, колокольчик).
Воспитатель играет на одном инструменте, а дети определяют, что звучит и называют музыкальный инструмент.
«Безопасность в группе»
Беседа – опыт «Дверь может быть опасной»
Воспитатель: нам понадобится карандаш – это будет наш пальчик. Нужно вставить карандаш в проем, между дверью и косяком, и закрыть дверь. Раздастся хруст, карандаш сломан. И то же может, случится с вашим пальчиком, если вы будете не осторожны, когда подходите к двери. (Ответы детей)
Вывод: Никогда не засовывайте свои пальцы в дверные проёмы, потому что можно прищемить их или даже сломать, как этот карандаш (показывает карандаш). Вы всё запомнили, ребята?
«Водичка, водичка…»
Беседа – опыт «Вода льётся»
Цель: Познакомить детей с тем, что вода льется, мы выпускаем воду, и она течет. Вода чистая, прозрачная. Сквозь нее видны руки, мыло. Вода смывает грязь. Воду надо беречь.
Оборудование: тазик, салфетки, мыло.
Словарная работа: льется, чистая, прозрачная, глазки, щечки, рот, зубок.
Воспитатель вносит тазик с чистой водой. И предлагает поиграть с ней, читая стихотворение:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Дети прыскаются в воде, пропускают ее через руки.
Вопросы: Какая вода? Верно, посмотрите, какая вода чистая, сквозь нее видны руки. Предлагает намылить руки мылом. Посмотрите и скажите, какая вода стекает с ваших рук? (грязная).
Вот какие грязные у вас были руки. Так что же смывает грязь? (Вода и мыло).
Нужна ли вода? Кому? (Верно, нам). Вода нужна всем, ее надо беречь. Кран не надо открывать сильно, не баловаться ею.
Беседа – опыт «Тонет - не тонет»
Цель: Познакомить с тем, что в воде предметы могут тонуть, а другие плавают на поверхности. Развивать умение различать предметы, которые тяжелые, а какие легкие, желание знать. Воспитывать любознательность.
Оборудование: таз с водой, камешки, резиновая игрушка утенок.
Словарная работа: вводить в речь детей слова тонет, плавает, тяжелый, легкий.
Ход и руководство:
Воспитатель вносит таз с водой предметы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Воспитатель показывает детям предметы.
Что это у меня? (верно, камушки и утенок). Смотрите, я вам покажу фокус.
Воспитатель опускает камушек и утенка в воду. Что это, ребята, посмотрите, почему камушек потонул, а утенок плавает?
Предлагает потрогать камушек. Какой он? (тяжелый). Верно он тяжелый, поэтому он тонет.
А утенок? (легкий, поэтому, он не тонет, а плавает на поверхности.
Дети играют с водой и игрушками.
Беседа – опыт «Разноцветная вода»
Цель: Продолжать знакомить детей с водой, о том, что она бывает чистая, которая льется из крана. Чистая вода нужна всем, ее надо беречь. Но воду можно сделать цветной, добавив в нее краски. Такая вода становится непрозрачная, сквозь нее ничего не видно.
Оборудование: емкость с водой, краска, камушек.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова чистая, прозрачная, непрозрачная, цветная.
Воспитатель вносит стакан с чистой водой, и краску. Предлагает посмотреть, что он принес.
Воспитатель: верно, я вам принесла чистую воду и краску. Ребята, а зачем мне краска? Не знаете. Я вам покажу фокус.
Какая вода? Верно, чистая, прозрачная, сквозь нее видно руки. Что у меня налито в этой баночке? Верно, краска. Посмотрите, я взяла и налила немного красной краски в баночку с чистой водой. Что вы видите, какая цветом стала вода? (Красная).
Давайте, посмотрим через эту воду, видно ли нам друг друга. Сейчас я брошу что – то в воду. Скажите, что я бросила? (ответы детей). Поглядите, видно это в баночке? Почему не видно? (Вода грязная, не прозрачная).
Вот какой фокус мы с вами сделали, понравилось.
Вывод: Вода может быть разной – прозрачной и не прозрачной, мутной.
"Снег снежок"
Наблюдение - опыт «Снег, какой он?»
Цель: Развивать любознательность, стремление исследовать, воспитывать наблюдательность.
Задачи:
Обучающая
- Закреплять свойства, состояние снега и воды;
Развивающая
- Развивать навыки проведения опытов;
Познавательная
- Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов;
Воспитательная
- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Методические приёмы: игровая ситуация, решение проблемной ситуации, беседа – диалог, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Демонстрационный материал: вода, снег, емкости.
Воспитатель: Ребята к нам в гости пришел Лунтик и принес мешочек. Давайте посмотрим что, там?
Дети: (На ощупь определяют, что там снег)
Воспитатель:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Правильно, ребята! Лунтику холодно зимой, он предлагает нам рассмотреть почему холодный снег, какие его свойства. Поможем Лунтику разобраться. А снег положим в чашку и потом посмотрим, что же будет?
Воспитатель: Какой снег по температуре? Что может быть таким же, холодным как снег?
Дети: вода, лед и. т. д.
Воспитатель: Какой по цвету снег? А что может быть таким же белым, как снег?
Дети: Сахар, соль, машина, и. т. д.
Воспитатель: Какой по влажности снег? Что может быть таким же влажным, как снег?
Дети: вода, дождь и. т. д.
Воспитатель предлагает превратиться в снежинки:
Кружатся снежинки (дети кружатся на носочках)
В воздухе морозном (медленно приседают, руками показывая плавное движение снежинок)
Падают на землю (встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку)
Кружевные звёзды
Вот одна упала
На мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, (бережно прикрывают снежинку)
Подожди немножко. (на ладони другой ладошкой)
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что же произошло с нашим снегом?
Дети: Он растаял.
Воспитатель: Во что он превратился?
Дети: В воду.
Воспитатель: Снег, ребята, может превратиться из твердого состояния в жидкое, так же и вода, если ее заморозить.
[/i]
Беседа - опыт «Таяние снега»
Цель: Выяснить какими свойствами обладает снег (какой снег по цвету, по запаху, на ощупь). Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
Наблюдать за снегом, на теплой руке, в помещении и т. д.
Принесённый в группу снег помещаем в таз. Постепенно он тает, сначала становится рыхлым, затем превращается в воду.
Вывод: Снег тает от тепла, даже на ладошке.
Беседа - опыт «Можно ли пить талую воду?»
Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.
Ход: Берём два светлых стаканчика: в один положим снег, а в другой нальём обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотрим воду в стаканах. Сравним ее и выясним, в которой из них был снег (определяем по мусору на дне, и в какой водопроводная вода (она осталась такой же как её налили (чистой).
Вывод: Снег – это грязная, талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, для питья животным.
Беседа - опыт «Можно ли раскрасить снег красками?»
Цель: Показать детям, что снег можно раскрашивать.
В стаканчик каждому ребенку накладываю снег, путем экспериментирования дети убеждаются, что снег можно раскрасить в разные цвета.
В конце эксперимента готовые цветные башенки мы оставили в теплом месте и наблюдали, как из снега получилась цветная вода.
Работа с родителями в рамках проекта
проведение консультаций: «Организация детского экспериментирования дома» и «Особенности экспериментирования»; Родителям были предложены памятки: «Варианты совместной деятельности» и «Чего нельзя, а что нужно…».
Результативность
У детей сформировался интерес к исследовательской деятельности;
* Повысилась познавательная активность;
* Развился познавательный интерес в различных видах деятельности и к окружающему миру;
* Родители с интересом отнеслись к совместной, с детьми, исследовательской деятельности в домашних условиях.