Елена Паршутова
Мини-экспедиции как средство формирования естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети маленькие исследователи. Ежедневно они встречаются с чем-то новым, неизвестным. Ребёнку всё интересно в окружающем его мире. Он радуется дождику, первым весенним цветам, щебечущим птицам. Мир детей прекрасен и удивителен и очень важно поддерживать и развивать в детях это чувство. Но в тоже время, необходимо показать ребёнку пути взаимодействия с миром природы, научить устанавливать внутренние связи, выработать стремление к такому взаимоотношению с окружающим миром, которое привело бы ребёнка к позитивному взаимодействию с ним. Через практическую деятельность и экспериментирование они находят ответы в самых трудных своих вопросах. Находясь в поиске ответа и действуя практически с предметом исследования, они познают всё новые свойства и качества, открывают для себя сходства и различия предметов и устанавливают причинно-следственные связи между ними. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.
Публикация «Мини-экспедиции как средство формирования естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить в детях основы личности способной проявлять активное творческое и исследовательское отношение к миру. Учёные, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребёнка». Вот на этом и основано активное внедрение детских мини-экспедиций в практику работы с дошкольниками.
Что же такое мини-экспедиция?
Мини-экспедиция – это путешествие со специально определённой научной целью.
Целью проведения экспедиций является формирование естественнонаучных представлений у детей.
Задачи:
- Формировать у дошкольников систему экологических знаний и представлений.
- Формировать диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
-Развивать наблюдательность, умения видеть и делать выводы, относительно взаимосвязи в природе.
- Развивать любознательность, поисковую активность.
- Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.
- Формировать основы здорового образа жизни.
- Воспитывать любовь к природе.
Объектами исследования могут быть физические явления, живая и неживая природа.
Мини-экспедиции могут быть итогом изучения определённой темы, проекта. Проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Для каждой экспедиции разрабатывается маршрутный лист, в котором отмечается: дата проведения, место проведения, цель, задачи, необходимое оборудование, ожидаемый результат. Маршрут разработан таким образом, чтобы он был доступен для посещения детей, как с воспитателями, так и с родителями. Работая с маршрутом (схема движения, дети обязательно используют компас, всё это несомненно способствует развитию пространственного мышления. Маршрут проложен в естественных и искусственно созданных условиях на территории детского сада.
Этапы проведения:
1. Подготовительный этап: совместно с детьми педагог определяет цель и задачи с учётом имеющихся знаний у детей. Дети выдвигают свои предположения, подбирают оборудования. Педагог повторяет с детьми правила поведения.
2. Основной: практическая и познавательная деятельность детей.
3. Заключительный: подведение итогов, закрепление полученных знаний, фиксация результатов, рефлексия.
Во время экспедиции дети могут собирать природный материал, материал для коллекции, гербарий, материал для работы, исследований в центре Науки.
Результат оформляется в виде рисунков, коллекций, плакатов, выставок, можно фиксировать в дневнике наблюдений.
В ходе экспедиции педагог побуждает детей наблюдать, обсуждать, выделять свойства и качества объекта. У детей развиваются элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире, любознательность, познавательный интерес. Формируется способность к самостоятельной исследовательской деятельности и навыки элементарного экспериментирования. Дети овладевают навыками поиска новых способов решения практических задач.
Знания, которые ребёнок усваивает в процессе непосредственного общения с объектом исследования во время мини - экспедиций становятся основой его мотивации в разных видах деятельности по сохранению окружающей среды и оздоровлению своего организма.
Такая форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие детей и взрослых (вместе, на равных, как партнёры) создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность. Мини-экспедиции в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах, явлениях. Во время экспедиций дети постигают мир природы во всём его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые протекают в природе. Такая работа, несомненно, обогащает деятельность детей элементами экспериментальной работы, активизирует познавательную деятельность детей, стимулирует проявлять самостоятельность, интерес к природным объектам, но главное воспитывает и формирует основу экологической культуры человека.