Дарья Максакова
Мини-тренинг по повышению толерантности у детей подготовительной группы с элементами арт-терапии «Жить в мире с собой и друг»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Мини-тренинг предназначен для профилактики нетолерантного поведения среди детей; формированию толерантного и миролюбивого отношения к категориям детей и людей ОВЗ, разных национальностей; развитию коммуникативных навыков у детей.
Цели: Первичная профилактика нетолерантного поведения среди детей
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием "толерантность"; напомнить содержание понятий дружба, милосердие, миролюбие, любовь, радость, терпимость.
Публикация «Мини-тренинг по повышению толерантности у детей подготовительной группы с элементами арт-терапии „Жить в мире с собой и друг“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
2. Стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности
3. Познакомить с техникой коллажа и стимулировать творческую активность
4. Развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного общения.
5. Познакомить с традициями разных стран.
Материалы: запись песни «Непохожи», слайды с разными способами приветствия, лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т. п.) - количество предметов должно превышать количество участников группы, цветная бумага, фломастеры, распечатанные или вырезанные картинки на тему толерантности, любви, дружбы и противоположных понятий, бумага А3, клей, кисточки, гуашь.
Возраст: подготовительная группа
Количество участников: 6- 12 человек
Ход тренинга:
Приветствие:
Звучит песня «Непохожи» гр. Квест Пистолс. Психолог приглашает участников встать вкруг и повторять движения: поднимают руки вверх, приветствуя, машут друг другу. Так здороваются друг с другом. Песня стихает, дети рассаживаются по своим стульчикам.
Психолог: Добрый день, ребята! Сегодня я пригласила вас на необычное занятие! Мы с Вами поговорим о дружбе, радости, любви, миролюбии, и терпимости.
Задача: познакомиться с приветствиями в разных культурах и поменять стереотипные формы поведения.
Сейчас мы с вами будем узнавать разные традиции по приветствию в разных странах!
• сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);
• потереться носами (Новая Зеландия);
• пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
• крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
• показать язык (Тибет);
• очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
• обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).
Участники приветствуют друг друга способом, указанным на слайдах.
Психолог: какую роль играют приветствия в нашей жизни? было ли трудно здороваться каким-то способом? показались ли какие-то из приветствий смешными?
Психолог: Все мы абсолютно разные, у нас разная внешность, поведение, привычки, мы любим разную еду, одежду. Но это не является препятствием для дружбы и общения. Ведь именно многообразие мира делает его таким интересным, а добро и милосердие украшает и делает лучше.
Сейчас я вам предлагаю сыграть в игру:
Упражнение «Сделай комплимент»
Участники делятся по парам. И по очереди каждый участник пары делает комплимент своему напарнику в том, что ему нравится, но совершенно не похоже на него. Например: «Мне нравятся твои голубые глаза! А у меня они карие!», «Мне нравится твой высокий рост, потому что ты можешь помочь мне достать игрушку с высокой полки», «Мне нравится твое умение рисовать!» и т. д. Психолог может оказывать помощь при затруднении.
Психолог: Отлично! Сложно было делать комплименты особенности внешности и одежды, или о человеке? – отвечают участники игры.
Психолог: Принятие и радость от нашей с вами непохожести, терпимость и милосердие к нашим возможностям и возможностям разных людей составляет основу толерантности.
Толерантность – это терпимость, сотрудничество, партнерство, принятие человека таким какой он есть. А еще это милосердие, добро, уважение и доброта души.
Сейчас я предлагаю вам пофантазировать на эту тему:
Упражнение "Лукошко"
Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру ".
Психолог: Толерантность, милосердие, доброта - это мощная сила, потому что милосердие свойственно людям, которые способны прийти на помощь.
Рассматриваем слайды с толерантным и нетолерантным поведением, и обсуждаем их. На слайдах изображения: Паралимпиада, спортсмены с ОВЗ, кадры из Свинки Пеппы (серия мышка Мэнди, помогает поскользнувшемуся встать, подносил продуктовую сумку пожилой женщины до её дома, заступался за обиженного, помогает другу-колясочнику переехать по пандусу и т. д. ; и с непринятым в компанию по национальности, росту и т. п., дрязнят за какие-то отличия (очкарик, например, непринятие детей колясочников, с синдромом дауна и т. п.
Психолог: Толерантность означает позицию открытости и уважения к различиям, которые существуют между людьми: этническим и религиозным, половым, физическим, умственным и другим.
Толерантные люди уважают и готовы усваивать опыт других, ценить не только похожесть, но и различия, отказываются от несправедливых стереотипов, ищут общие точки соприкосновения и создают новые связи.
Психолог: Давайте сегодня создадим нашу открытку добра и толерантности.
Открытка «Мир добра и толерантности»
Материалы: распечатанные или вырезанные картинки на тему толерантности, любви, дружбы и противоположных понятий, бумага А3, клей, кисточки, гуашь, фломастеры.
Процедура проведения: Перед детьми выкладываем распечатанные картинки или из журналов. Дети самостоятельно выбирают те, которые они считают добрыми, толерантными дружелюбными. Затем из всех этих картинок делаем общий коллаж «Мир добра и толерантности». Ведущий участвует в создании коллажа в качестве направляющие помощи, обсуждает с каждым ребенком почему он выбрал именно эту картинку. При желании дети могут дополнить коллаж рисунками о добре и толерантности – красками, карандашами, фломастерами.
Психолог может дополнить коллаж, дети могут использовать краски для дополнения.
В конце тренинга рефлексия от всех участников и ведущего тренинга: с чем познакомились впервые? Что было уже знакомо? Что понравилось и показалось интересным?
Психолог:
…А может твоим счастьем станет
Любовь к познанию людей?
Твой разум, может, не устанет
От множества культур, идей.
Религий, наций, стилей жизни.
Познать всех их – узнать себя! (М. Энао-Кондратьева)
Литература
1. Венгер, Л. А. Домашняя школа / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. М., 1994.
2. Марченко, Г. Б. Толерантность родителей как фактор формирования толерантности детей дошкольного возраста /Г. Б. Марченко //Актуальные проблемы психологического знания. – 2011. - №1. – С. 101-105.
3. Почухаева, М. Первые шаги к толерантности : [современные подходы к воспитанию толерантного сознания у дошкольников] /М. Почухаева, О. Лисютенко //Школьный психолог. – 2009. - №20. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.psy.1september.ru/view_article.php?id=20090200
4. Скавитина, А. Уроки толерантности : как научить детей жить в мультикультурном обществе / А. Скавитина [Электронный ресурс] - https://www.kanal-o.ru/news/10485
5. 16 ноября – Международный день толерантности (терпимости) : о празднике // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 11. – С. 4.
6. Урок дружбы: для младших школьников // Школьная библиотека. – 2002. – № 4. – С. 12– 13.
7. Феоктистова Т. О программе духовно – нравственного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 6. – С. 9.