Мария Бирюлина
Мини-проект «Труд — основа жизни» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Белогорский детский сад «Снежинка»
Мини – проект
«Труд-основа жизни»
2022г
Обилие информации не приводит к системности представлений современных детей об окружающем, и в таких условиях долг взрослого – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одним из наиболее эффективных стал метод проектов.
Публикация «Мини-проект „Труд — основа жизни“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2022
Проект
«Труд в природе»
Старший дошкольный возраст
Вид проекта: познавательно – практический, творческий, игровой.
Продолжительность: краткосрочный.
Срок реализации: три месяца (декабрь, январь, февраль).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Проблема: Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, будут наблюдать природу, видеть ее красоту. Любовь к природе достигается не словами, а тем, как человек знает ее, как умеет и любит трудиться в природе,
Актуальность и значимость проекта.
Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста. Главное в трудовом воспитании детей дошкольного возраста является формирование личности ребенка, любовь к труду и его результатам.
Благодаря труду дети становятся изобретательными, внимательными, усидчивыми, обязательными, физически сильными и здоровыми.
Труд в природе имеет большое образовательное значение, он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач всестороннего развития ребенка.
Занятия по труду в природе положительно влияют на развитие ребёнка. Благодаря общению с растениями и животными расширяется кругозор малыша, он узнаёт немало полезного о свойствах окружающей среды. Дети становятся любознательными и наблюдательными и приучаются любить и беречь природу. В процессе труда в природе у детей формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты. Дети приобретают навыки работы в коллективе.
Труд влияет на физическое развитие малыша и делает его сильней и выносливей. Кроме того, регулярные занятия на свежем воздухе укрепляют здоровье, стимулируют работу внутренних органов, совершенствуют движения и улучшают координацию.
Цель проекта:
• Организация трудовой деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, для углубления и закрепления экологических представлений и формирования гуманного отношения к природе.
Задачи:
• формирование представлений дошкольников о видах труда в природе, о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
• формирование трудовых умений и навыков экологически грамотного и
безопасного для природы и самого ребенка поведения;
• формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
• развитие познавательного интереса, трудовой деятельности;
• развитие воображения, логического мышления, умения делать выводы;
• развитие речи и умения принимать активное участие в беседе по содержанию литературных произведений;
• воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного и
заботливого отношения к миру природы.
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Ожидаемые результаты.
Развитие устойчивого интереса к трудовой деятельности, сознательного и ответственного отношения к ней.
Повышение уровня экологической образованности дошкольников.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Активизация и пополнение словарного запаса, развитие речи.
Участие родителей в совместной творческой деятельности с детьми.
Материалы: иллюстрации «Труд в природе», загадки, стихи, пословицы, небольшие рассказы о природе, мелкие камни, пластилин, цветная бумага, клей ПВА, комнатные растения, атрибуты по уходу за комнатными растениями, соленое тесто, лук для посадки.
Разработка проекта:
- доведение до участников проекта важности данной темы;
- создание условий для развивающей среды;
- подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- составление перспективного плана мероприятий по данной теме.
План реализации проекта
Месяц. Декабрь. 2019г
12 декабря. Беседа «Что такое природа. Кто главный в лесу?»
Цель. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой. Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе.
19 декабря. Трудовая деятельность детей на участке «Поможем дворнику расчистить дорожку от снега»
Цель. Привлечь детей к трудовой деятельности, получить удовольствие от результата труда.
26 декабря. Занятие «Что мы знаем о птицах». Акция «Покормим птиц зимой».
Цель. Уточнить представления детей о зимующих птицах. Воспитывать уважение и заботу о птицах; изготовить для них кормушки.
Месяц. Январь. 2020г.
16 января. Художественно – творческая деятельность. Оригами «В лесу родилась елочка».
Цель. Закреплять умение составлять сюжетную композицию из элементов бумаги (оригами, развивать мелкую моторику рук, дать понять детям, что елочку – красавицу наших лесов надо беречь.
23 января. Художественно – творческая деятельность «Удивительное под ногами». Коллективная работа «Каменный цветок».
Цель. Предложить детям выполнить в технике мозаики из мелкого камня портрет цветочного растения, побуждать детей к творчеству, воспитывать трудолюбие, получить удовольствие от результата труда.
30 января. Художественно – творческая деятельность. Рисование сухими листьями «Зимний пейзаж»
Цель. Предложить детям технику нетрадиционного рисования. Учить детей видеть необычное в природе, развивать творческие способности. Воспитывать у детей желание трудиться.
Месяц. Февраль.
6 февраля. Занятие «Уход за комнатными растениями»
Цель. Воспитывать у детей желание трудиться; продолжать учить ухаживать за комнатными растениями; развивать у детей наблюдательность и любознательность; воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
13 февраля. Опытно – экспериментальная деятельность «Посадка лука»
Цель. Уточнить представления о том, что для проращивания луковиц нужны такие же условия, как и всем растениям для роста и развития (питательная почва, вода, тепло, свет).
20 февраля. Совместная творческая деятельность детей и родителей
Домашнее задание «Поделки из соленого теста по теме «Труд в природе»
Цель. Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми, дать понять, что труд в природе доставляет детям много радости и воспитывает любовь к природе.
Совместная деятельность детей и родителей:
• чтение стихов, рассказов, сказок, пословиц и загадок о природе;
• рассматривание иллюстраций, картин по теме «Труд в природе»
• совместное творчество родителей и детей в художественно – творческой деятельности «Природа вокруг нас»
• просмотры фильмов по теме «Труд в природе», «Мир природы».
Итоговое мероприятие.
Совместная творческая деятельность детей и родителей
Домашнее задание «Поделки из соленого теста по теме «Труд в природе»
Вывод:
Таким образом, можно утверждать, что трудовая деятельность, имеющая экологически ориентированный характер, является важнейшим фактором для повышения уровня экологического образования дошкольников.
Литература
1. Бондаренко Т. М., ФГОС Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Познание» : Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. - Воронеж: ООО «Метода», 2013. – 288 с.
2. Бондаренко Т. М., ФГОС Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Художественное творчество» : Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. - Воронеж: ООО «Метода», 2013. – 216 с.
3. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Подготовительная группа/ авт. -сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012. - 367с.
4. Экологические проекты в детском саду/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2013. – 232с. : ил.