Вера Кореева
Проект «Приспособление животных и птиц к жизни в окружении снега». Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Продолжительность: средней продолжительности: (декабрь - февраль).
Актуальность:
Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических.
Проблема:
Какими мыслительными действиями должен владеть ребенок, чтобы выявлять и понимать природные причинно-следственные зависимости?
Умений анализировать, обобщать, абстрагироваться недостаточно. Необходимо чтобы дети умели рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения, умели видеть разные объекты в одном аспекте, совмещать их, находить общность объектов в подчиненности одной и той же зависимости. Добиться успеха в решении этих сложнейших задач только вербальными методами педагог не сможет.
Необходимы активные практические исследования в сочетании с наглядными методическими приемами.
Цель:
Познакомить детей со свойствами снега как среды обитания живых организмов, т. е. с его наиболее важными характеристиками – низкая температура, цвет, непрозрачность, рыхлость, превращение в воду при нагревании.
Задачи:
Образовательные:
- Выявить свойства снега как среды обитания и возможные пути приспособления
живых организмов.
- Научить детей применять знания с тем, чтобы они могли объяснить и предсказывать
явления.
- Конкретизировать и углубить знания детей о подготовке к зиме и об особенности
жизни диких животных и птиц в зимний период.
-Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый
снег, прозрачные льдинки и т. д.
- Формировать познавательный и творческий интерес в ходе проведения проекта.
Развивающие:
- Развивать речь, формировать и пополнять речевой запас, совершенствовать
грамматический строй речи, развивать связную речь.
- Развивать коммуникативные навыки детей, память, внимание.
- Способствовать развитию определенных умений в художественно – эстетической деятельности.
- Формировать положительное отношения к изучаемому материалу, желание активно познавать его.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей)
-Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни. Знакомить с зимними видами спорта. Побуждать детей участвовать в катании на санках, лепке поделок из снега.
- Воспитывать бережное отношение к животным, птицам, окружающей природе.
- Подключить родителей в процесс экологического воспитания в рамках реализации проекта.
В работе я опиралась на такие принципы организации образовательного процесса:
- вариативностью моделей познавательной деятельности;
- научность;
- доступность;
- наглядность;
- рациональность;
- игровым познанием;
- установлением общего психологического пространства между педагогом и ребенком.
Дидактические приемы: стимулирование активной познавательной деятельности,
Умения анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать; рассматривать объект не только в разных аспектах, но и обосновывать выводы.
Учитывая объем материала и многочисленность задач знакомство с темой делю на несколько этапов.
- Основные сведения дети получают в ходе прогулок;
- дополнительные – на занятиях в группе.
1 этап Организационно – подготовительный;
2 этап Организационно – практический;
3 этап Заключительный.
Ожидаемый результат:
1. Проявлять устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2. Выдвигает гипотезы, предложения, способы их решения, широко пользуясь
аргументацией и доказательствами;
3. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность, осознанно выбирает
предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их
качествами, свойствами и назначением;
4. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности делает выводы.
Практическая значимость:
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.
Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения.
1этап - Организационно – подготовительный
Формы работы:
1. Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
2. Совместная деятельность детей.
3. Специально организованная деятельность.
4. Организация предметно - организованной деятельности.
5. Наблюдения в природе.
6. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
7. Беседы по теме эксперимента.
8. Целевые прогулки.
Содержание деятельности:
- Определение актуальности, проблемы, цели.
- Наблюдения, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми.
- Создание условий для детского экспериментирования.
- Подбор оборудования для проведения опытов.
2 этап Организационно – практический
- Реализация плана работы с детьми и родителями.
- Проведение экспериментов по определению свойств снега: (холодный, белый, рыхлый, непрозрачный).
1 Организация предметно – развивающей среды
(мини – лаборатория с необходимым для опытов оборудованием).
2. Работа с детьми:
- Рассматривание сюжетных картин «Дикие животные зимой», «Зимующие птицы», иллюстраций, альбомов о животных и птицах;
- образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке; индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность;
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- труд в природе и в уголке природы;
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- просмотр презентаций, мультфильмов;
- наблюдение за птицами на прогулке в детском саду и дома;
- ОД аппликация «Синичка»;
- ОД рисование «Зайка беленький».
Работа с родителями:
- Заинтересовать родителей созданием благоприятных условий для реализации проекта;
Поместить наглядный материал в родительском уголке:
- Консультация для родителей: «Игры экологического содержания»;
- папка раскладушка: «Животные и птицы зимой»;
- домашнее задание: «Беседы и игры с детьми на тему дикие животные наших лесов», «Как звери зимуют»;
- Совместное чтение с детьми стихов, рассказов, просмотр мультфильмов о жизни птиц, зверей зимой, отгадывание загадок о животных, птицах, зиме;
- Совместное изготовление кормушек для птиц и кормление птиц;
- Беседы с родителями на тему: «Зимующие птицы в нашем селе», «Как мы можем помочь птицам и животным зимой»;
3 этап – Заключительный
Формы работы:
1. Сравнительный анализ;
2. Перспективы;
Содержание деятельности:
Интеграция образовательных областей:
- Социально – коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно - эстетическое развитие.
- Физическое развитие.
Игровые упражнения: «Дорисуй снежинку», «Где снежинки?».
Дидактические игры: «Найди снежинке пару»,
«Снежинки», «Выбери нужное», «Изобрази», «Когда это бывает?», «Какие животные спрятались на картинке?», «Узнай птицу по частям тела», «Собери пословицу», «Пятый лишний», «Чья тень».
Имитация движений: «Полет снежинки».
Подвижные игры: «Снежинки», «След в след», «Перепрыгни сугроб», «Кто дальше?», «Снайперы», «Охотники и звери», «Снежная карусель».
Комплекс утренней гимнастики: «Мы мороза не боимся».
Физкультминутка: «Снежок», «Мороз».
Пальчиковая гимнастика: «Снеговик», «Дикие животные и их детеныши».
Познавательно – исследовательская:
«Снег состоит из отдельных снежинок»
Наблюдение за снежинками - форма снежинок развивать способность видеть красивое в зимней природе; расширять словарный запас;
Наблюдение за снегом – учить выделять основные признаки зимы; закреплять представления о разных состояниях воды.
Наблюдение за свойствами снега – знакомить со свойствами снега.
Наблюдение за зимующими птицами и домашними животными – тает ли снег, упавший на перья птиц или шерсть животных?
Налипает ли снег на перья или шерсть животных?
Наблюдение «Следы на снегу».
Опыт – «Защитные свойства снега»
Эксперимент «Свойства снега»- (Снег холодный, белый, непрозрачный, рыхлый, при нагревании превращается в воду).
Рассматривание картин: «Дети играют в снежки», «Зимние забавы»,
«Зимний лес», «Покормим птиц»,
«Зайцы»
Беседы: «Как приспосабливаются животные к жизни в окружении снега»,
«Как приспосабливаются птицы к жизни в окружении снега»,
«Защитные свойства снега»,
«Как ты думаешь, зачем нужен снег?».
Подведение к размышлению о влиянии снега на живые организмы.
Художественно - эстетическое:
Рисование: «Снежинки», «Снеговик», «Зайка беленький»
Учить передавать в рисунке красоту природы.
Аппликация: «Зимушка – зима», «Синичка»
Музыка: Прослушивание - Свиридов сюита «Метель», Вивальди «Времена года (Зима)»
Консультация для родителей: «Вот она – красавица Зима» Познакомить родителей с содержанием проекта, дать информационный материал, задание для совместного семейного творчества.
Выводы по проекту:
- Снег влияет на жизнь многих животных, поэтому зимой они вынуждены приспосабливаться к его свойствам.
- Если животное живет на поверхности снега, оно обычно имеет широкие лапы, приобретает белую окраску; если, наоборот, живет под снегом или впадает в спячку, цвет шерсти остается темным.
- Если там, где живет животное, снег бывает только зимой, белым оно становится только на зиму.
Результат проекта:
- В группе создана необходимая предметно-развивающая среда на тему «дикие животные и птицы зимой»;
- Подобраны пособия и дидактический материал для проведения подвижных,
настольно - печатных, театрализованных игр;
- Размещены кормушки на участке группы, проводится ежедневное кормление птиц;
- Дети познакомились с живой и неживой природой в зимний период, сформировались знания об их взаимосвязях;
- Расширились знания о подготовке и способах зимовки диких животных и птиц
зимой.
- Сформировались достаточные творческие художественные навыки через
разнообразные виды деятельности.
- Расширился кругозор, объем памяти, мыслительной деятельности, увеличился словарный запас, обогатилась речь детей.
- Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укреплены связи детского сада с семьёй.
Используемая литература:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» п/р Вераксы, Комаровой, Васильевой.
- Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» ТЦ «Учитель» Воронеж 2007г.
- О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова; В. В. Щетинина, «Неизведанное рядом» Творческий Центр Сфера Москва 2001г.
- А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Творческий Центр Сфера Москва 2009 г.
- О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой»
Москва ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2014г.
- С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Новая школа Москва 1995г.